Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

05.11.2019

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Едут, едут по станице казаки…

Будете в Ростове - обязательно побывайте в станице Старочеркасской – бывшей столице Войска Донского, чтобы посмотреть, как жили казаки. Ехать недолго – всего тридцать километров. Можно и по воде на речном кораблике

 Казачья Венеция

Когда-то столица Войска Донского располагалась на острове, попробуй, возьми её штурмом. Когда Дон разливался, Черкасск и вовсе превращался в казачью Венецию. В мирное время это было, правда, крайне неудобно: сложно было собирать на майдане войсковой круг. А ещё город частенько горел – слишком плотной была застройка.

В 1805 году в Санкт-Петербурге решили казачью столицу перенести подальше от Дона— в степь, где места побольше. А заодно и окончательно приструнить донскую вольницу. Осуществил это уроженец Черкасска генерал Матвей Платов. Так появился город Новочеркасск. А экс-столицу переименовали в Старочеркасск. К концу XIX века город и вовсе потерял свой статус, став станицей. Сейчас здесь проживают 2,5 тысячи жителей, а в лучшие годы было до десяти тысяч. Старочеркасская находится уже не на острове, пересохшую протоку просто заасфальтировали, по этой трассе теперь можно въехать в станицу. Еще одна дорога водная - паром через Дон, который за двести лет немного отступил от домов, работает регулярно.

Город возник тут в 1570-м году. Казаки – черкасы поставили дубовый частокол, за которым поначалу располагались глиняные постройки, покрытые камышом. Отсюда донцы пошли на Азов, а в 1644-м году, вынужденно уйдя оттуда, именно сюда, в Черкасск, перенесли свой казачий стан. Из оставленного города они захватили весы, створки от ворот, колокол и пушки, чтобы врагу не достались. Теперь трофеи стоят на площади – майдане возле главного храма Старочеркасской - Вознесенского войскового собора. А в местном музее казачьего быта выставлена петля от ворот весом 98 кг и стрелка от главных городских весов, способных выдержать даже лошадь.

2.jpg

Не напиться до чёртиков на Меланьиной свадьбе

В станице нас встречают песнями, караваем и прибаутками. Острый на язык донец шутит с журналистками из группы: «У нас на Дону ушла девушка сто метров от дома, значит уже ничья, свободная». Наверное, поэтому казачий атаман Степан Ефремов и построил прямо рядом со своим дворцом домовую церковь, чтобы третья по счёту супруга, красавица Меланья Карповна, лишний раз не выходила за территорию подворья: не дай Бог, кто-то глаз на неё положит. Лучше уж, как говорится, вы - к нам. Свадьба их гуляла почти месяц и вошла в историю. После неё на Дону родилась поговорка «наготовили, как Меланьину свадьбу», то есть сытнее и вкуснее уже не накормишь. Родила Меланья мужу шестерых детей и пережила на двадцать лет. Но замуж больше не вышла.

Дворец у атамана был солидный, наподобие дворянских усадеб в Москве и Санкт-Петербурге, с учётом местной специфики, конечно. Первый этаж дома – толстые каменные стены, толщина которых - метр. Был он у казаков нежилой, использовался как склад или подвал, как раз из-за частых наводнений.

Второй этаж - официальный: горница, бальная комната, кабинет, столовая, спальня. Всего 21 комната. Здание кухни стояло отдельно. В 1837-м году Ефремовы решили основать на территории подворья женский монастырь: в нём жило пятьдесят монахинь, 350 послушниц. А домовая церковь стала соборным храмом. Монастырь здесь есть и сейчас, только уже мужской.

1.jpg

А дворец атамана стал музеем казацкого быта. В одной из витрин - графин с чёртиком на дне. Наполняя его вином или чем-то покрепче, жена напоминала мужу, чтобы он не пил много, не напивался до чёртиков. Отсюда и пошло популярное выражение. Чёртик был с секретом, в нём сделали отверстие, куда попадало грамм 50 напитка, как раз чтобы с утра похмелиться.

Обычный казачий дом - курень - тоже был двухэтажным, правда, в отличие от атаманского, второй этаж был чаще всего деревянный. В курень вела лестница с крыльцом – рундук, а по периметру между этажами шёл балкон – балясник. На него выходили казачки поболтать, поточить лясы. А во время наводнений через этот балкон казак попадал в дом. Топили курень сухими кукурузными початками, высохшей рыбой – чехонью, кизяком. Идёшь по центральной улице станицы, Советской, и ты словно в историческом заповеднике: нет-нет - и попадётся тебе казачий курень, которому уже лет сто, а то и больше.

3.jpg

Выплывет – не выплывет

Об отношении к станичным женщинам лучше всего рассказывает картина в музее. Казак точит саблю, а его супруга пилит дрова, а не мужа за безделье. Объяснение - в названии: «Вдруг война, а я – уставший». Тут же история о том, как проверяли казачку на крепость: вывозили на лодке на центр Дона и бросали в воду. Доплывет – хорошо, нет – а кому нужна такая хилая жена.

Рядышком в качестве бонуса к нелёгкой бабьей доле – выставленное в витрине коромысло с вёдрами. Таскали его женщины по несколько раз в день: и комментарий экскурсовода про то, что спины у них после этого были прямыми, звучал после всего увиденного несколько издевательски.

О том, что на женщинах – дом, а на казаке – служба государю, нам напомнят ещё не раз во время экскурсии по станице. Хотя и была столица войска Донского частенько и штаб-квартирой бунтовщиков, да таких, что вся страна от их имени в страхе дрожала. Отсюда ушёл с войной на Волгу Стенька Разин, отсюда же, согласно легенде, его увезли в кандалах в Москву на казнь. Другой бунтовщик - Кондратий Булавин - именно в Черкасске сложил голову, хотя рассчитывал, явно, на другой исход. Но был убит в своём же курене заговорщиками из казаков. Теперь в этом доме - музей бунтовщика. В благодарность за верность Пётр Первый поможет деньгами донцам при строительстве в городе девятиглавого Вознесенского войскового собора – старейшего каменного храма на Дону. И даже лично приедет, чтобы положить пару кирпичей в основание восточной части церкви. А в назидание потомкам при входе в храм накрепко вмуровали в стену цепь, на которой, якобы, и держали Стеньку Разина. Рядом по иронии судьбы склеп в котором, по одной из версий, похоронен атаман Корнила Яковлев – крестный Стеньки, который потом и сдал его царю.

4.jpg

КСТАТИ

Из правил поведения учителей в казачьих станицах начала прошлого века:

- Учительница не имеет права ходить на свидания с мужчиной.

- Учителям не разрешено жениться и выходить замуж в течение учебного года

- Все учителя обязаны находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не заняты делами, связанными со школой.

- Учителям не разрешено проводить длительное время в кафе и ресторанах.

- Учительница не имеет права ехать в экипаже или в автомобиле с мужчиной, если это не её брат или отец.

- Учителям запрещено носить одежду ярких цветов.

- Запрещено красить волосы.

- Учительница должна носить под верхним платьем не менее двух нижних юбок.

- Платье не должно быть короче, чем 7 сантиметров выше щиколотки.