Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.04.2019

Автор: Александр АННИН

Кронштадт и Осиповичи: что привлекает туристов в города-побратимы

Российский город-крепость царит на водных просторах Балтики, белорусский райцентр – стоит на средоточии дорог сухопутных

Фото: В 90-е годы ХХ века Кронштадт наконец-то открыли для посещений. Фото: ТАСС

В Кронштадте, в его историческом сердце, на рубеже веков установлен памятный столб с географическими указателями направлений: таблички в виде стрелок повернуты в сторону городов-побратимов. Всего их – тридцать, и одна имеет надпись: Осиповичи. Это белорусское местечко дружит с балтийским городом-крепостью уже два десятка лет: в 1998 году администрации городов подписали договор о побратимстве

Гляжу в озера синие…  

Что общего у этих столь разных городов? Во-первых, оба молоды - по историческим меркам два-три столетия – не так уж много. Кронштадт заложен Петром I в 1703-1704 годах, а датой основания Осиповичей считается год 1872-й, когда неподалеку от деревни с таким именем прошла Либаво-Роменская железная дорога. Тогда же, при Александре II Освободителе, был построен и вокзал в Осиповичах.

Со временем городок стал крупнейшим в Белой Руси железнодорожным узлом: отсюда рельсы расходятся на все четыре стороны света. Соответственно, и добраться в этот город на Могилевщине туристу не составит труда. Можно в вагоне поезда, а можно и по трассе М5 (участок Минск – Гомель). В общем, Осиповичи – тот самый «перекресток семи дорог», о котором поют в песнях.
3.jpg

Со временем городок стал крупнейшим в Белой Руси железнодорожным узлом. Фото fotobel.by


Итак, что влечет путешественника в Осиповичи? В первую очередь – здешняя природа. По живописным окрестностям протекает два десятка рек и речушек. Сам город стоит на берегу реки Синяя, а она, в свою очередь, впадает в легендарную Свислочь – на ней, на Свислочи, выше по течению расположена столица Беларуси. А здесь, в Осиповичском районе, Свислочь образует рукотворное озеро – водохранилище с зеркалом более чем 1300 гектаров. Красота неописуемая! Ну и рыбалка здесь изрядная, есть даже свой рыбхоз. Грибы-ягоды в окрестных лесах не переводятся. Потому и раскинулись по берегам водохранилища дома отдыха, пансионаты.

Эти места хранят глубокие, древние тайны. Неподалеку от Осиповичей обнаружены стоянки людей, датированные каменным и бронзовым веками, городища железного века, древнеславянские могильные курганы, средневековые поселения… 
Если сто лет назад в Осиповичах едва набиралось 300 дворов, то теперь в райцентре более тридцати тысяч человек. Работу им дают крупные местные предприятия: медицинская и автомобильная промышленность, производство стройматериалов (например, кровельные делает совместное белорусско-британское предприятие).

Впрочем, туриста больше интересуют памятники старины и культовые постройки. На железнодорожной станции высится памятник паровозу. Собственно, это и не памятник даже, а самый настоящий паровоз вековой давности. И станционные строения поодаль – те самые, что основательно возводились в Осиповичах задолго до революции.
Кстати, паровоз помещен и на гербе Осиповичей. Железная дорога долгое время была смыслом городской жизни. Недаром и поныне белорусский День железнодорожника (5 августа) празднуется в Осиповичах широко и торжественно.  

В память о богатыре или трактирщике?

В памяти местных жителей сохранилась древняя легенда, повествующая об истоках названия деревни, а затем – города Осиповичи. Сказание гласит, что в далекие времена жил в этих краях богатырь Осип Лабутенок. Отец его служил лесником у князя, не давал браконьерам тех лет разгуляться. За это его невзлюбили княжеские приближенные, любившие поохотиться не в сезон. Однажды Осип застал в лесу такую картину: княжеский сотник с пьяными друзьями издеваются над отцом-лесником, привязанным к дереву. Ну, Осип разметал злодеев в разные стороны, благо силушка позволяла. Сотник нажаловал князю, но тот разобрался, что к чему, наказал виновных, а Осипу дал земельный надел с лесом в вечное пользование. Так и возникла деревня Осиповичи.

Есть, правда, более прозаическая версия. Якобы лет двести назад держал тут, на перекрестке семи дорог, корчму еврей по имени Иосиф (Осип). Всякий путник останавливался здесь перекусить или переночевать у Осипа-корчмаря. Вот и прославилось местечко, прозвали его «Осиповичи».

Краеведческий музей появился здесь только в 1999 году (улица Интернациональная, 48), но, несмотря на свою молодость, успел собрать в своих небольших залах интересные предметы старины. Конечно, же, многое посвящено древним стоянкам человека. Здесь же – ценное собрание икон. Есть в музее ряд полотен народного художника Республики Беларусь В.И. Стрельмашонка.

Главным общепризнанным историческим памятником Осиповичей веками остается объект «Замчище» на берегу Свислочи. От грандиозного сооружения сохранились мощные стены. Построен Замчище был во времена Свислочского княжества, когда дружина здешнего владыки держала в своих руках торговые пути. Согласно Ипатьевской летописи, строительство замка началось еще в XI веке. 

Интересна история Крестовоздвиженской церкви. Глядя на этот бревенчатый храм - сказочный, будто «пряничный домик» - даже не верится, что ему почти двести лет. Сохранность просто чудесная! Построена церковь почти за полвека до железной дороги и совсем в другом месте — в селе Зборск что в нескольких верстах. Строил ее помещик граф Завиша, он велел архитектору обогатить постройку изысками в народном стиле, сделать церковь похожей на терем. Так и стояла она, нося имя врачей-бессеребреников Космы и Дамиана, пока не наступил 1946 год. В тот год церковь… переехала в город.

Таких примеров в Беларуси немало. Послевоенное время было отмечено потеплением в отношениях власти и религиозных сообществ. Правда, разрешение на строительство новых церквей выдавали редко, а вот перевезти деревянную постройку из малонаселенной деревни в многолюдный райцентр – это пожалуйста. Вот таким нехитрым образом – по бревнышку – и перебрался Космодемьянский храм из опустевшего Зборска в растущие Осиповичи. Здесь его заново освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня. С тех самых пор – с 1946 года – церковь никогда не закрывалась, даже во время «хрущевских гонений». А потому и считается храм этот «намоленным», и благодать в нем – особая.
Воинский мемориал. Фото fotobel.by

Воинский мемориал. Фото fotobel.by



Если уж речь зашла о святынях, нельзя не сказать о чудотворном источнике, который уже почти четыре века привлекает христианских паломников. Находится сей родничок неподалеку от райцентра, в урочище Проща. Поверье гласит, что в XVII веке шли этими лесами два слепых старца – они спешили в церковь на большой праздник. Присели отдохнуть, а потом поняли, что сбились с пути. Стали горевать да молиться – место глухое, прохожих не жди. Слышат – зажурчала рядом вода. Наклонились старцы к ручейку, умылись и прозрели.

Сохрененная святость

Ну, а в Кронштадте, конечно же, паломника привлекают воспоминания о служении на этом острове святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Правда, собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил батюшка, был разрушен в 1932 году, на его месте воздвигли памятник Ленину. 

Однако большинство памятников истории и архитектуры в Кронштадте сохранились, потому и называют это место городом-музем. В 90-е годы ХХ века Кронштадт наконец-то открыли для посещений, и взорам туристов предстали дворцы и соборы, стелы и монументы, присутственные здания и парки… Дивный остров, плод вековых трудов наших соотечественников, встречает путешественников со всех концов земли.

Начать экскурсию по Кронштадту, пожалуй, следует с истории возникновения города. Об этом расскажут в музее с именно таким названием – «Музей истории Кронштадта». Здание музея видно издалека, его легко найти. Ведь это – не что иное, как старинная, выполненная в стиле классицизма … водокачка. В 20-х годах XIX века здесь располагались так называемые водоподъемные машины, в них стояли паровые двигатели мощностью аж целых восемь (!) лошадиных сил. По тем временам – чудо техники. И помещение водокачки столь внушительно, что его хватило для размещения в 1991 году первой исторической экспозиции Кронштадта.

Помимо исторической, в этом музее действует постоянная экспозиция – «Тайны затонувших кораблей». А еще одно здание «Музея истории Кронштадта» находится на Якорной площади, напротив знаменитого Никольского Морского собора – главной церкви всех российских моряков. Здесь постоянно развернута экспозиция «Три века Кронштадтской истории».
   
На острие истории

После похода в музей прогулки по гранитным мостовым становятся более осмысленными. Экскурсантам по сей день показывают «то самое место» (скорее всего, произвольно назначенное), откуда пошла история Кронштадта. Вот, мол, именно тут висел над костерком солдатский котел с похлебкой, который бросили шведские вояки, в панике удиравшие с острова под громовое «ура» петровских отрядов. Согласно преданию, произошло это осенью 1703 года, и с тех пор остров называется Котлин, а котел красуется на гербе Кронштадта.

Историки лишь снисходительно усмехнутся над таким изложением событий трехвековой давности. И уточнят, как все происходило на самом деле. Осенью 1703 года наше воинство дождалось, когда шведские корабли с воинами уйдут в родные гавани, и заняли этот клочок земли посреди Финского залива. Весной шведы по привычке хотели было снова высадить гарнизон, но получили от ворот поворот.
Ну а как же котел? Был он все-таки или нет? Да он и по сей день существует, только не на берегу, а – в море. Дело в том, что залив Маркизова Лужа, вдающийся в остров, напоминает по форме котел. Этот залив и дал название острову.

Кронштадт не раз сыграл ключевую роль в тех или иных событиях российской истории. Вот лишь один малоизвестный случай: когда Петр III в 1762 году узнал от доносчика об измене гвардии, а заодно – и жены, а также о своем предстоящем свержении в пользу коварной супружницы – Екатерины, по совету фельдмаршала Миниха предложил Петру Федоровичу «засесть» в Кронштадте. Очевидно, что в этом случае план заговорщиков потерпел бы фиаско: крепость была неприступна, а время работало на законного монарха. Однако когда лодка с Петром III тихо пристала к ночному форту, часовой стал светить факелом… Из темноты выступил горделиво сам Петр Федорович. «Кто идет?» - окликнул его солдат. «Твой император!» - ответил властелин. «Нету у нас никакого императора, а есть матушка-царица Екатерина Алексеевна», - отвечал часовой. И предложил убираться подобру-поздорову. Поколебавшись, Петр вернулся в лодку и приказал плыть обратно.

Туристам сегодня показывают неоднократно перелицованный дом Меньшикова (Итальянский дворец), Петровский док… Из первоначальных построек до нас дошло совсем немного, ибо страшный пожар 1764 года уничтожил большинство кронштадтских зданий и сооружений. Современники полушепотом говорили, что огненный вихрь стал для крепости небесной карой за измену Петру III. Как знать, как знать… Стоит помнить, что в те времена истребительные пожары были скорее обыденностью для крупных российских городов, нежели чем-то диковинным, несущим в себе потаенный смысл.
   
Зона гениальности

Кронштадт в XIX веке постепенно стал мозговым центром Империи: здесь трудились лучшие ученые страны. Они создавали мины и подводные лодки, торпеды и летательные аппараты, радио и светотехнику. В форте «Император Александр» разместилась экспериментальная противочумная лаборатория, с тех пор этот форт так и называют – Чумной.

Если для ученых на острове были созданы наиболее комфортные условия, то простым матросам здесь приходилось несладко. Недаром в их среде Кронштадт прозвали «Матросским Сахалином», намекая на знаменитую дореволюционную каторгу. Все это, увы, стало главной причиной участия кронштадтцев во всех без исключения революционных событиях в России. После окончания гражданской войны в Кронштадт заползла разруха, стало все отчетливей проявляться запустение.

От окончательного превращения в руины и обезлюдения город и остров спасли политические и общественные перемены девяностых годов прошлого века. Сначала Кронштадт был открыт для посещения, а затем новая власть принялась за восстановление порушенных святынь и памятников. В 2012 году завершились работы на дамбе, и теперь в Кронштадт ведет хорошая дорога. Любители путешествий, да и сами кронштадтцы любуются на отреставрированный Никольский Морской собор, собор Владимирской иконы Божией Матери, церковь Спаса на Водах, подновленные форты, здания полуторавековой и двухвековой давности.
Кронштадт. Форт "Обручев" (Красноармейский). Фото: ТАСС

Во время «музейного бума» начала 2000-х годов здесь появились новые арт-объекты, такие, как Музей современной скульптуры. Кстати, многочисленные памятники-скульптуры воздвигнуты здесь в последнее время: Древо желаний, полюбившееся малышам, Медный Водовоз. Есть в Кронштадте и свой Поющий фонтан.

У Обводного канала разбит уютный сквер, обрел божеский вид и старинный Гостиный двор, приглашает гуляющих Летний сад. У Синего моста туристов привлекает знаменитый Кронштадтский футшток, который в народе именуют «Российским Гринвичем» - с указанием абсолютных высот поверхностей земли над уровнем моря, глубин и космических расстояний. Здесь со времен Петра Великого обозначен абсолютный ноль высоты. Кстати, городское поверье гласит, что по этой причине в Кронштадте многими людьми овладевает «приступ гениальности». Мол, именно поэтому здесь было сделано так много научных свершений.

И, конечно, любят туристы фотографироваться возле памятников Петру I и Беллинсгаузену, адмиралу Макарову и Айвазовскому… Постоять над волной в одном из фортов Кронштадта – «Константин», «Петр Первый», «Александр Первый» - послушать шелест волн и подумать над судьбами человечества… Пожалуй, хотя бы ради этого здесь стоит побывать.