21.01.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: nasb.gov.by

Белорусская наука: микроспутники, электромобили и искусственный интеллект

Председатель Президиума НАН Владимир Гусаков в интервью журналистам рассказал о перспективных разработках ученых Синеокой

Беларусь будет создавать малые- и микроспутники, а также аппаратуру для них. Об этом заявил журналистам председатель Президиума Национальной академии наук (НАН) Беларуси Владимир Гусаков. По его словам, в прошлом году уже был создан экспериментальный образец микромодуля оперативного распознавания, отбора и сжатия видеоинформации. Модуль, по словам Гусакова, был разработан на основе технологии искусственных нейронных сетей и предназначен для легких беспилотных летательных аппаратов и малых спутников.

- Его аппаратной основой являются микрокомпьютеры весом от 10 до 200 г., - сказал Владимир Гусаков в интервью агентству БЕЛТА.

Спутник — как пушинка

Компьютер весом 10 граммов! Вот это нанотехнологии! Впрочем, в интервью, посвященном предстоящему Дню белорусской науки (отмечается в последнее воскресенье января, в этом году — 26 числа), говорилось не только об этом. Владимир Гусаков обозначил главные достижения научного сообщества в минувшем году и перспективы будущего.

Космическая отрасль — одна из важнейших. С тех пор, как в июле 2012 года был запущен первый белорусский космический аппарат и Синеокая стала космической державой, ученые постоянно совершенствуют свои космические наработки. И поскольку одна из главных функций белорусского спутника — это космическая съемка высокого разрешения, аппаратура, способная распознавать и сжимать видеоинформацию на основе 10-граммового компьютера — это один из самых важных компонентов.

Какими будут малые- и микроспутники? Владимир Гусаков об этом не сказал. Однако ранее сообщалось, что микроспутниками считаются аппараты, весящие около 120 килограммов. Не легкая, по земным меркам, штуковина. Но по сравнению с многотонными космическими аппаратами — пушинка.

Снимок экрана 2020-01-21 в 18.20.08.png

Белорусский космический аппарат

Впрочем, Беларусь намерена вести и более традиционные космические разработки. Например, проектировать российско-белорусский спутник, а также продолжать эксплуатацию первого БКА.

- Эскизное проектирование нового российско-белорусского космического аппарата планируется завершить к июню текущего года, - сказал Владимир Гусаков. - Отмечу, что срок эксплуатации на орбите действующего Белорусского космического аппарата дистанционного зондирования Земли продлен до конца 2021 года, - сказал Владимир Гусаков. - Это означает почти двукратное превышение расчетного срока его применения и эквивалентно выведению на орбиту и эксплуатации второго спутника. Его работа имеет высокую значимость для многих отраслей. Так, в 2019 году заказчикам выдано более 2 тыс. пакетов данных дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, которые суммарно покрывают площадь более 2 млн кв.км, на сумму порядка $4 млн. Кстати, космические проекты мы выполняем не только с Россией. Так, многослойные электромагнитные экраны, изготовленные в НАН Беларуси, обеспечивают электромагнитную совместимость приборов внутри научного комплекса японского космического аппарата, отправленного на орбиту для исследований Меркурия.

Кристаллы идей

Сферы интересов белорусской науки — широчайшие. Одно только перечисление перспективных областей могло бы занять несколько страниц. И это неудивительно, ведь не так давно на своем съезде белорусские ученые приняли стратегию "Наука и технологии: 2018-2040". То есть планы у Академии наук — на 20 лет вперед.

- Уже в ближайшей перспективе белорусским ученым предстоит сформировать научную базу для создания искусственного интеллекта, технологий обработки и хранения больших данных, - сказал, в частности, председатель Президиума НАН. - Планируется создание новых линеек персональных суперкомпьютеров. В наших планах также - создание экспериментальной базы для солнечной энергетики, организация выпуска новейших светотехнических изделий по типу "Умный свет", запуск опытного производства суперконденсаторов электроэнергии.

Кроме того, по словам Владимира Гусакова, ученые сосредоточатся на разработке обучающей, промышленной и бытовой робототехники, а также новых видов металлических композиционных материалов, углепластиков и стеклопластиков. А здравоохранение получит новые технологии и лекарства на основе оригинальных технологий.

- Сейчас мы находимся в фазе активного формирования государственных программ научных исследований, реализация которых должна начаться в 2021 году, - сказал Владимир Гусаков. - В их заданиях на фундаментальной основе и будут зарождаться «кристаллы идей» для дальнейшей огранки и превращения в технико-технологический базис интеллектуальной экономики.

С электричеством - в путь

Перечисленное — далеко не исчерпывающий перечень «разработок будущего», которые ведут белорусские ученые. Взять, к примеру, электротранспорт. После открытия Островецкой АЭС у Беларуси будет существенный излишек электроэнергии, и использование электрической тяги может дать серьезный экономический и экологический эффект.

- В организациях НАН Беларуси выполнен широкий спектр исследовательских работ, в результате которых созданы экспериментальные и опытные образцы электротранспорта и его компонентов, - сказал Владимир Гусаков. - В Объединенном институте машиностроения НАН изготовлены опытные образцы электромотор-генератора нового поколения, основные блоки системы управления верхнего уровня. С 2019 года в институте ведутся работы по созданию опытных образцов модельного ряда каркасно-панельных легковых электромобилей малого класса с кузовом из композитных материалов, а также по разработке семейства комплектных тяговых электроприводов для транспортных и технологических машин для производства на предприятиях Минпрома. Начата реализация совместного с ОАО "МАЗ" проекта по созданию электрогрузовика на шасси среднетоннажного автомобиля. Введено в эксплуатацию уникальное оборудование для исследований и испытаний компонентов силового электропривода транспортных машин.

Снимок экрана 2020-01-21 в 18.14.04.png

Испытания электромобиля

Мало того, вскоре на электромобили смогут пересесть и обычные люди: предприятие «Могилевлифтмаш» изготовило экспериментальный образец электродвигателя для легковых автомобилей. А научно-производственный центр по материаловедению НАН Беларуси выполняет проект по созданию отечественного суперконденсатора на графеноподобном материале без использования литиевых технологий. По словам Владимира Гусакова, созданные заделы позволят уже в этом году выйти на опытное производство пяти новых моделей белорусских электромобилей.

В интересах агропромышленного комплекса белорусская наука работает над комплексной механизацией, автоматизацией и роботизацией производственных процессов. По словам Владимира Гусакова, сейчас самый актуальный тренд - развитие точного земледелия, основанного на широком применении цифровых технологий, обработке больших данных, получаемых и благодаря работе системы дистанционного зондирования Земли.

- На агропромышленный сектор работают и ученые биотехнологического кластера академии, - сказал главный ученый Беларуси. - За 2019 год ими разработано 35 новых биотехнологий, являющихся основой для производства инновационной продукции. Например, это геномные технологии оценки и отбора селекционного материала тритикале и сои, биопрепарат против бактериозов овощных культур, пробиотическая кормовая добавка для пчел. При этом мы не только разрабатываем новые биотехнологии и препараты, но и производим наукоемкую биотехнологическую продукцию. По предварительной оценке, в 2019 году собственными силами и по разработкам организаций НАН Беларуси произведено биотехнологической продукции на сумму более 60 млн белорусских рублей.