Курсы валют на 17.12.2018

19.07.2018 Белорусские ученые доказали, что родиной славян было Полесье

Находки археологов относятся к первой половине позапрошлого тысячелетия.

Ученые из Белорусского государственного университета сумели доказать, что родиной славян было белорусское Полесье. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок, проведенных в районе деревни Ясковичи Солигорского района Минской области.

- Результаты раскопок в Ясковичах дают возможность предположить, что дальнейшие археологические исследования на белорусском Полесье позволят обнаружить и другие памятники, относящиеся к эпохе заключительного этапа этногенеза славян, и теория о том, что прародиной современных славянских народов было именно Полесье, получит новые подтверждения, – считает руководитель археологических раскопок доцент кафедры археологии и специальных исторических дисциплин исторического факультета БГУ Вадим Белевец.

В районе деревни были обнаружены коллекция деталей костюма и украшений конца II – IV веков нашей эры с выемчатыми эмалями, серебряная монета римского императора Коммода. Скорее всего, почти два тысячелетия назад здесь был центр по производству бронзовых украшений. Не исключено, что в Ясковичах  также велась добыча и обработка железа. Наиболее яркой находкой стал бронзовый предмет, аналогов которому не существует в культурах Восточной и Центральной Европы.

"Он украшен личиной и, вероятно, является наконечником ножен меча. Изготовлен он был для знатного воина и связан с милитарной культурой германских племен периода Великого переселения народов. На сегодня это наиболее поздняя находка, которая может связываться с изучаемым памятником. Она дает основания для гипотезы о том, что селище в Ясковичах могло погибнуть между 400 – 460 годами в результате набега дружины воинов, участвовавших в сражениях на территории Подунавья в эпоху заката Римской империи", - говорится в сообщении Белорусского госуниверситета.

В вузе отмечают, что найденные во время раскопок артефакты проливают свет на процесс этногенеза ранних славян. Помимо ряда предметов, ученые обнаружили несколько построек и объектов, датируемых концом II – первой половиной V века нашей эры.

Как отмечают археологи, до этой находки наиболее ранней археологической культурой славян считалась пражская, она относится к периоду V–VII веков. Тем не менее, на протяжении последних 40 лет археологи искали подтверждение теории о полесском происхождении славян.

"Белорусское Полесье до настоящего времени остается практически "белым пятном" на археологических картах III–IV веков – эпохи, предшествовавшей сложению славян и появлению их на страницах письменных источников", – резюмировал Вадим Белевец.

Вениамин Лыков, фото БГУ