Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

26.05.2022

Автор: Александр Хохлов

Фото: Александр Хохлов

Политолог Леонид Крутаков: «Россия и Беларусь предложат странам ЕАЭС образовать новую зону доверия»

26 мая в Бишкеке стартовал первый Евразийский экономический форум (ЕЭФ), в работе которого принимают участие делегации 15 стран, в том числе члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В форуме примут участие около 2500 делегатов от стран ЕАЭС, а также государств, не входящих в него, но заинтересованных в развитии сотрудничества с объединением. Речь, прежде всего, идет о Китае, Вьетнаме, других государствах Азии, а также Латинской Америки. Интерес к форуму проявили и представители ряда стран Африки и Европы.

В рамках форума запланировано заседание Высшего Евразийского экономического совета, в работе которого в формате видеоконференцсвязи планируют принять участие Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко. Прогноз о том, какими видятся перспективы развития Евразийского экономического союза в современных условиях, дал политолог, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Леонид Крутаков. 

- Леонид Викторович, коллективный Запад, введя против стран Союзного государства «адские» санкции, пытается нанести им ущерб, также всячески мешая союзническим отношениям в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕАЭС. Можно ли считать первый Евразийский экономический форум нашим «контрударом»?

- Безусловно, Союзное государство пытается укрепить свое влияние в мире, выйти из-под удара санкционной «дубины» США и их союзников. Мы устояли под первым, самым страшным натиском. Как справедливо отметил белорусский лидер Александр Лукашенко на недавней встрече в Сочи с российским коллегой Владимиром Путиным, экономика в Союзном государстве на фоне резкого усиления санкционного давления не только не обрушилась, но и интенсивно укрепляется. У нас есть собственные технологии, у нас есть богатейшая ресурсная база. Но для создания устойчивой экономической модели мало только стабилизировать ситуацию в самих наших странах, надо масштабировать рынок, куда мы можем отправлять свою продукцию. Это позволит экономике не стагнировать, а развиваться. Поэтому нам сегодня, наверное, как никогда прежде, нужна интеграция со странами Евразийского экономического союза. Точно так же и им нужны экономические связи с Союзным государством. Сегодня Россия и Беларусь – своего рода «стабилизатор» огромного евразийского пространства, фундамент устойчивости – как в политике, так и в экономике.

- Отвечает ли повестка Евразийского экономического форума этим задачам?

- Круг намеченных к рассмотрению в Бишкеке проблем широк. Он включает не только вопросы экономического развития, но и ситуацию на рынке труда и ряд гуманитарных направлений. Главное, что должно быть обсуждено, выверено и совместно принято – это стратегические направления развития интеграции в рамках ЕАЭС до 2025 года. Также предстоит утвердить ориентиры макроэкономической политики государств-членов нашего экономического союза на 2022-2023 годы. В сложившихся в мире условиях будут обсуждены и вопросы развития торгово-экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС с внешними партнерами. Укрепление межгосударственного стратегического партнерства, наращивание торгово-экономических, инвестиционных и культурно-гуманитарных связей даст гарантии всем участникам союза пережить очередной переломный в истории момент без потрясений.

- Пригодится ли для укрепления ЕАЭС опыт, наработанный в Союзном государстве?

- Он должен стать стержнем новой экономики на пространстве Евразии. Сочинская встреча Владимира Путина с Александром Лукашенко, на мой взгляд, стала сверкой позиций двух братских стран перед заседанием Высшего Евразийского экономического совета. Нам есть, что совместно предложить партнерам по экономическому союзу. В первую очередь, уверен, Путин и Лукашенко предложат партнерам создать новую зону доверия. Экономические отношения, устойчивый товарооборот напрямую зависят от этой, казалось бы, ментальной категории. Посмотрите, что произошло в последнее время. Страны Евросоюза, вообще «коллективного Запада» после своей неудачной попытки организовать «минский майдан» резко разорвали большинство из ранее заключенных договоров с Республикой Беларусь. После начала специальной военной операции на Украине под санкционный удар попала Российская Федерация.

Всем в мире теперь понятно, что такая же участь может постигнуть любое государство. Мало ли кто, чем или почему перестанет «нравиться» Соединенным Штатам? По указке Вашингтона страны Запада способны нарушить любые соглашения. Не зря же так «напрягся» сейчас арабский мир, перестали выражать полную лояльность США многие страны Латинской Америки, а Индия «замкнулась в себе». Товарообмен, стабильная работа бизнеса невозможны без доверия, а Запад сейчас показал, что доверять ему нельзя.

Российско-белорусский союз, наоборот, показывает полную, абсолютную договороспособность: мы безусловно выполняем все принятые на себя обязательства. А интеграция в рамках Союзного государства – это модель взаимодействия, показавшая жизнеспособность в любых условиях международной политической и экономической обстановки.

Говоря об экономике Союзного государства, Путин и Лукашенко продемонстрировали на встрече в Сочи не показной, а реальный оптимизм. Лидеры союзных стран не витали в эмпиреях о безотносительных «повысить» и «улучшить», а решали конкретные задачи. Нужно импортозамещение в каких-то отраслях? Нужно. Необходимо открывать новые транспортные направления? Необходимо. Это все – решение рабочих моментов в действующей экономике. Мы не развалились после введения Западом «удушающих» санкций, мы сопротивляемся и мы спасемся.

Конечно, наш опыт изучается в мире. Конечно, его «прикладывают» на себя другие. И так же, безусловно, к нашему союзу могут захотеть присоединиться.

- То есть, вы не исключаете, что Союзное государство может расшириться, прирасти новыми государствами-участниками?

- Да. Это не произойдет сразу. Процесс сопряжения – сложный, требующий внимательного отношения, многих согласований, доводки, калибровки. Но если это получилось у Александра Лукашенко и Владимира Путина, то почему бы не попробовать вступить в более тесную интеграцию с Россией и Беларусью и другим государствам, в первую очередь, тем, что образовались на евразийском пространстве после распада Советского Союза? Возможно, начавший работу первый Евразийский экономический форум даст ответ и на этот вопрос.