Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

03.06.2021

Автор: Валерий ЧУМАКОВ

Фото: Предоставлены чебоксарским Научно-техническим музеем истории трактора

В чём сила, брат? В тракторе!

В конце мая в столице Беларуси прошла выставка чебоксарского Научно-технического музея истории трактора «Эволюция тяговой силы». Таким необычным способом российские музейщики и тракторостроители поздравили с 75-й годовщиной Минский тракторный завод.

Фото: Альберт Сергеев на одном из экспонатов

Бренд «BELARUS» известен практически во всём мире. Белорусские трактора работают не только в постсоветских странах, они популярны и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. История завода, конечно же, представлена в экспозициях Научно-технического музея истории трактора в Чебоксарах, столице тяжелого промышленного тракторостроения России. О минском предприятии довольно подробно рассказывают несколько стендов музея, а в специальном музейном издании «Трактор: прошлое, настоящее, будущее» МТЗ посвящены отдельные страницы. Мы попросили директора Музея Альберта СЕРГЕЕВА рассказать о том, что такое современный трактор и как минские тракторостроители сотрудничают с чебоксарскими.

Не бульдозерист, а оператор

– Альберт Николаевич, в представлении большинства обывателей трактор – что-то древнее, замшелое, а тракторист – перспективная профессия для двоечников и второгодников…

– Так думает, наверное, тот, кто трактор видел в последний раз в советском фильме «Дело было в Пенькове». Кстати, спешу сообщить – для тех времен показанный в ленте трактор был супер-агрегатом, да и профессия у героя Вячеслава Тихонова была очень престижная. Современные тракторы, бульдозеры – это высокотехнологичные, дорогостоящие машины, решающие серьезные производственные задачи. Такую технику не отдают в руки двоечника или второгодника. Чтобы эффективно эксплуатировать трактор XXI века, требуется обладать солидным багажом компетенций. В противном случае агрегат стоимостью в несколько десятков, а иногда – и сотен тысяч долларов, превратится в металлолом.

– Управлять им надо долго учиться?

– Управление машинами становится все проще. Например, даже самые тяжелые в своем классе, многотонные чебоксарские бульдозеры ЧЕТРА для горнодобывающей отрасли – и те управляются джойстиками. Прямо как в компьютерной игре!

– То есть и я смогу на нём работать?

– Ездить, наверное, сможете, а вот работать… Задачи перед таким бульдозером ставятся более серьезные, поэтому, конечно, управлению подобной техникой нужно учиться. Но и джойстики - не предел. В июле этого года с конвейера чебоксарского завода «Промтрактор» (бывший ЧЗПТ, Чебоксарский завод промышленных тракторов) сойдёт бульдозер ЧЕТРА Т15 с дистанционным управлением. Человеку не обязательно будет находиться в его кабине, в не самых комфортных и полезных для здоровья условиях карьера. Управлять бульдозером он сможет на расстоянии.

– И это будет уже не бульдозерист, а оператор бульдозера. Но это дело будущего. А сегодняшние тракторы что умеют?

– Современные тракторы, как самодвижущиеся высокоэнергетические механические средства, в зависимости от своего тягового класса и предназначения, выполняют тысячи самых разнообразных операций, дополняя друг друга, как краски в палитре. Пахотные – обрабатывают землю, вносят в нее семена. Универсально-пропашные выполняют культивацию земель, вносят удобрения, перевозят грузы. Лесозаготовительные харвестеры валят лес, а форвардеры транспортируют хлысты на лесозаготовительные склады. Промышленные тракторы строят дороги, каналы, трубопроводы, добывают вскрышным способом полезные ископаемые. Так что, как видите, тракторы делают сегодня практически все, окончательно заменив живую тяговую силу.

У каждого своя ниша

– Только откровенно, какие тракторы по-вашему лучше, чебоксарские или минские?

– Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. В Советском Союзе каждому тракторному заводу предписывалось выпускать строго определенный тип машин. Конструкции разных марок разнились по типу ходовой части, трансмиссии, моторам, тяговым классам тракторов, по своему предназначению. Понятно, что при таком разделении о конкуренции речи не шло. МТЗ традиционно выпускал сельскохозяйственную технику – колесные и полугусеничные универсально-пропашные машины тягового класса 1,4 тонна-сил.

– Грубо говоря, эти трактора могли не просто катить, а таскать по земле почти полторы тонны нагрузки?

– Поскольку тяговый класс устанавливается по нижней эффективной планке, а следующий класс – 2, то до двух тонн. В то же время ЧЗПТ изначально специализировался на выпуске промышленных бульдозеров тягового класса 25 и выше, а также собирал трубоукладчики на базе своих платформ. ЧЕТРА «заточены» под добычу газа, нефти, угля, железа и алмазов. Эта специализация сохранилась и расширилась: для ЧЕТРА "Промтрактор" теперь выпускает полный модельный ряд промышленных гусеничных бульдозеров, добавив средние и легкие классы техники для использования во всех сферах строительства. Так что сравнивать ЧЕТРА и BELARUS между собой не нужно, у каждого своя ниша. Но то, что оба бренда конструктивно надежны, пользуются уверенным спросом во всем мире – это факт.

EOSR5223.JPG

– Если взять мировой рейтинг, на каких местах они находятся?

– И BELARUS и ЧЕТРА известны сегодня во всем мире. Чебоксарские тракторы поставляются в страны СНГ, на Кубу, Филиппины, в Пакистан. Среди новых партнёров — компании Анголы, Вьетнама, Венесуэлы, Ганы, Замбии, Зимбабве, Камеруна, Нигерии, Перу, Сенегала, Танзании, ЮАР. Насколько мне известно, в свою очередь, техника BELARUS успешно реализуется в странах СНГ, Африке, Европе, Юго-Восточной Азии. Если говорить о местах в рейтинге – ЧЕТРА в числе мировых лидеров. Судя по объемам производства, в сегменте сельхозтракторов BELARUS также занимает лидирующие позиции.

– Китайцы сильно поджимают?

– Да, в сфере производства бульдозеров китайские бренды сделали мощный качественный рывок. Достаточно вспомнить, что под натиском китайской фирмы LiuGong Machinery пал даже такой известный бренд, как польская марка бульдозеров Dressta. Тем не менее и BELARUS, и ЧЕТРА продолжают удерживать свои позиции, в том числе путем защиты собственных рынков в интересах сохранения рабочих мест Союзного государства.

– Есть ли у нас реальный шанс догнать, скажем, Caterpillar?

– BELARUS догонять Caterpillar незачем, это разные виды машин. Ну, а про ЧЕТРА могу сказать, что чебоксарские машины по конструктиву ни в чем не уступают Caterpillar. А по соотношению такого параметра, как цена-качество, даже и превосходят именитый американский бренд.

– Какой из минских тракторов вам больше нравится?

– МТЗ-50. Это один из наиболее значимых экспонатов нашего Музея. И это первый трактор в моей жизни, которым я научился управлять!

– А какой из ЧЕТРА для вас идеал?

– Пожалуй, ЧЕТРА Т40 – настоящий монстр мощностью в 660 лошадиных сил.

Наши девушки трактористки.JPG

От Чебоксар до Минска

– Кроме того, что оба города являются союзными флагманами тракторостроения, что ещё связывает столицу Чувашии со столицей Беларуси?

– Тысячи экономических нитей. Почти 100% тракторов в сфере ЖКХ в Чебоксарах именно марки BELARUS. На городских маршрутах ходят автобусы МАЗ. В Чувашской сельскохозяйственной академии компании МТЗ и Гомсельмаш создали два великолепных учебных класса по изучению белорусской техники. С другой стороны, за последние 20 лет из Чебоксар в Беларусь было поставлено немало бульдозеров ЧЕТРА для добычи калийной руды, гранита, дорожного строительства. Наши бульдозеры на территории республики обслуживают в непрерывном режиме две крупные сервисно-дилерские компании. Поковки и отливки Концерна «Тракторные заводы» под брендом ЧАЗ поставляются из Чебоксар в адрес Минского моторного завода, Борисовского завода агрегатов, компании «АМКОДОР».

– Для БелАЗов что-нибудь делаете?

– Чебоксарские комплектующие идут и на БелАЗ, и на Гомсельмаш, и на МАЗ. Из Чебоксар в Беларусь направляется электротехническая продукция для Белорусской АЭС, для МЭТЗ имени В.И. Козлова, для Белорусской железной дороги.

– А в тракторах ЧЕТРА есть что-то белорусское?

– Есть. ЧЕТРА более чем на 90% состоит из компонентов российского производства, но изделия белорусских компаний «Белгидромаш» и «Белшина» используются в нашей бульдозерной линейке и во фронтальных погрузчиках. Экономикой наши связи не исчерпываются. Чебоксары с 2009 года являются побратимом города Гродно. И, конечно, нельзя забывать факт, что дочь белорусского народа, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова (кстати, её отец работал именно трактористом) была связана брачными узами с прославленным сыном Чувашии, летчиком-космонавтом Андрияном Николаевым.

– Чебоксарский завод промышленных тракторов значительно моложе Минского тракторного. Вам ещё и 50 лет нет, а МТЗ уже 75. Когда в начале 1970-х строился ЧЗПТ, белорусский опыт учитывался?

– Еще как! Достаточно вспомнить, что куратором строительства ЧЗПТ от Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР являлся заместитель министра Борис Гордеевич Сивак, в 1950-е годы занимавший пост директора МТЗ. Разумеется, Борис Гордеевич, развивавший Минский тракторный, многие наработки применил и при строительстве ЧЗПТ.

– А сегодня, кроме культурного обмена выставками и поздравлений с юбилеями, какое-то сотрудничество осталось?

– Конечно, наши предприятия связаны крепкими экономическими связями. Относительно недавно, 17 января этого года, на нашем заводе с официальным визитом побывал директор МТЗ Виталий Михайлович Вовк.

– О чём договорились?

– К сожалению, о деталях я говорить не могу, так как существует определенного рода вето коммерческого характера. Но поверьте, деловое сотрудничество между двумя предприятиями активно развивается, есть вполне определенные перспективы.

– Если пофантазировать, каким будет трактор лет через 10?

– В ближайшие годы, я уверен, будет наращиваться объем поставок автопилотируемых тракторов.

– А через полвека?

– Тогда будет повсеместная эксплуатация тракторов под управлением искусственного интеллекта. Машин, на которых уже не будет кабины для человека. Сказать, что и на карьерах появятся полностью роботизированный машины, трудно – все-таки алгоритмы работы бульдозеров на рудниках несравненно более сложные.