Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

10.06.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Фото автора

Светлана Герасимова: Ржевская битва помогла освобождению Беларуси от фашистов

Историк, автор книги «Ржевская бойня» рассказала о значении боев на Ржевско-Вяземском выступе

Фото: Светлана Герасимова

23 июня исполнится 75 лет началу операции «Багратион», которая привела к освобождению Беларуси от фашистских захватчиков. Заслуга в успехе этой операции у всего Советского союза и Красной армии. Немалую роль в этой победе сыграли и те, кто сражался в кровопролитных боях подо Ржевом. Главный научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея, автор книги «Ржевская бойня» Светлана Герасимова уверена, что именно на Ржевско-Вяземском плацдарме немецкие дивизии, позже воевавшие в Беларуси, были ослаблены настолько, что уже не смогли восстановиться.

Мы познакомились со Светланой Александровной во время организованного Постоянным Комитетом Союзного государства пресс-тура в Тверскую область, посвященного строительству Ржевского мемориала Советскому солдату. Историк уверена: то, что этот грандиозный мемориал строится в том числе и за счет бюджета Союзного государства, оправдано на все сто. 

- Военная история Беларуси и Тверской области в годы Великой Отечественной войны пересекаются теснейшим образом, - говорит Светлана Герасимова. - Это объясняется тем, что территория Беларуси и Калининской области находились на центральном участке фронта, на московском направлении. Поэтому и в Беларуси, и у нас действовали одни и те же воинские формирования. С немецкой стороны это группа армий "Центр", с советской стороны — в разное время это Западный фронт, Калининский фронт. Например, 174-я стрелковая дивизия воевала в составе 22 армии летом 1941 года и обороняла белорусский город Полоцк. Позже она была направлена подо Ржев, а потом ее перебросили к Старице, где дивизия вела оборонительные бои.

- Но как бои здесь, подо Ржевом, способствовали успеху операции «Багратион»?

- Сводить Ржевскую битву к городу Ржеву и Ржевскому району нельзя. Это были бои не за город, а за ликвидацию немецкого плацдарма на подступах к Москве. Этот плацдарм — от Ржева до Вязьмы, совсем рядом с нашей столицей. Опорные пункты этого плацдарма Ржев, Зубцов, Гжатск (ныне Гагарин — прим. авт), Вязьма, Сычевка, Белый, Оленино. По уточненным сегодня данным линия фронта здесь в январе 1942 года составляла до 700 километров. Громадная территория, на которой Красная армия провела четыре наступательные операции - две Ржевско-Вяземские 1941-43 годов и две Ржевско-Сычевские летом и зимой 1942 года. Опасения, что немцы могут использовать этот плацдарм для повторения наступления на Москву, заставляло Ставку и генеральный штаб обращать внимание на этот выступ и проводить эти операции.

С точки зрения военно-исторической науки эти операции считаются незавершенными. А значит неудачными, не достигшими поставленных целей. Но их ни в коем случае нельзя считать безрезультатными. Во время этих сражений перемалывалась живая сила противника. Например, во время наступательной операции в январе-апреле 1942 года общие потери группы армий "Центр" составили более 330 тысяч человек. Летнюю Ржевско-Сычевскую операцию немцы называют "кровавой дорогой" — немецкие дивизии и полки потеряли в ней от 50 до 80 процентов личного состава. По словам одного из участников тех боев, немецкие части лишились всех своих ветеранов — так называли тех, кто прошел Европу.

Ряд исследователей считают, что группа армий "Центр" так и не смогла восстановиться. То, что наступление немцев в районе Курской дуги с Севера быстро выдохлось — заслуга тех, кто сражался на Ржевско-Вяземком выступе. В 1944 году, когда началась знаменитая операция «Багратион», группа армий "Центр" была уже совсем не той, что во время наступления на Москву. Ее численность уменьшилась на один миллион человек, в ходе освобождения Беларуси эти армии были практически разгромлены. И события в районе Ржевско-Вяземского выступа прямым образом этому способствовали. 

- Считается также, что бои подо Ржевом помогли нашим войскам под Сталинградом…

- Надо сказать, что Ржевская битва разворачивалась, когда Сталинградская еще не началась. А когда Сталинградская закончилась, Ржевская еще продолжалась. То, что войска с юга были оттянуты, — это однозначно. Но на данный момент мы не знаем, какая наступательная операция была главной. Официальная военно-историческая наука считает, что операция «Марс» подо Ржевом была отвлекающей. В то же время многие факты говорят, что именно она была основной. 

- Какие факты, например?

- Вот смотрите: две наступательные операции — Сталинградская и Ржевская, «Уран» и «Марс» - планировались одновременно. Их цели были очень похожи: на Юге нужно было окружить 6-ю армию Паулюса, а в районе Ржевско-Вяземского выступа окружить 9-ю армию Моделя. Но подо Ржевом были сконцентрированы большие силы, здесь был Жуков, с немецкой стороны здесь были отборные немецкие части, в то время как под Сталинградом были союзники немцев. Но проблема в том, что директива о проведении операции «Марс»до сих пор не опубликована, и точно сказать, какие у нее были цели, мы не можем.
IMG_4122.JPG

Работа по созданию скульптуры Ржевского Мемориала Советскому солдату идет полным ходом


- Есть ли "белые пятна" в истории боев на Ржевско-Вяземском выступе?

- Их масса! Поскольку официально с точки зрения военной науки до сих пор считается, что Ржевской битвы не было, нужно прежде всего развернуть дискуссию об этом. Единая ли это битва или не связанные между собой операции...

- Вам не кажется, что это скорее всего вопрос формы, а не содержания?

- Ни в коем случае, этот вопрос имеет большое значение. У нас есть Сталинградская, Московская, Курская битвы. На Ржевско-Вяземском выступе, я считаю, тоже была битва. Но официальная версия представлена в последней двенадцатитомной Истории Великой Отечественной войны. Там наступательные операции даны раздельно друг от друга. Причем основной упор сделан на Московской битве — первая Ржевско-Вяземская наступательная операция считается ее частью. А об остальных операциях сказано очень мало, как будто ничего серьезного не происходило.

- Может быть, это связано с тем, что многое замалчивалось?

- Именно так, замалчивалось еще с советских времен. Насколько я понимаю, современная военно-историческая наука выступает за сохранение той конструкции. К тому же сейчас проблема и в кадрах. Когда-то событиями на московском направлении активно занимался сотрудник Института военной истории Борис Ильич Невзоров. Он очень преклонного возраста, и после него я не вижу публикаций специалистов по этому участку фронта. Часто в ответ на мои публикации отвечают историки, которые изучают войну в целом. И я вижу, что по нашему участку они многих фактов не знают.

А ведь масса эпизодов битвы на Ржевско-Вяземском выступе еще очень мало исследованы. Я, например, по большей части занимаюсь событиями в верхней части выступа, в районе Ржева. Почему, например, 30-я армия не участвовала активно в операции «Марс». Масса "белых пятен" — еще изучать и изучать. 

Кстати, Борис Невзоров относился к нашему предложению о единой битве серьезно. Он предложил продлить Московскую битву, включив в нее все наступательные операции на Ржевско-Вяземском выступе. Но тогда Московская битва должна заканчиваться только с ликвидацией этого плацдарма — 31 марта 1943 года. Общество к такому не готово.