Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

17.06.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Жуков на коне, Сталин на трибуне – каким был Парад Победы 1945 года

Сегодня исполняется 75 лет со дня грандиозного победного шествия советских войск на Красной Площади

Парад победы в Москве – тот, с брошенными к подножью Мавзолея фашистскими флагами, – вспоминают обычно 9 мая. Но в этом году из-за пандемии Владимир Путин распорядился провести парад на Красной Площади 24 июня - в тот самый день, когда в 1945 году страна отметила парадом капитуляцию Германии. Больше 35 тысяч человек промаршировало тогда по брусчатке, 1800 единиц военной техники доставили в Москву прямо с полей боев. Кадры того парада стали, наверное, самым мощным символом победы над фашизмом. Отмечая 75-летие этого грандиозного действа, мы постараемся вспомнить некоторые его детали.

По полку от фронта

Идею парада Победы Сталин высказал спустя неделю после самой Победы. 15 мая на приеме в Кремле, на котором присутствовали больше тысячи человек, генералиссимус подозвал несколько военачальников и приказал: «Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нём будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск. Чуть позже военные предложили провести парад в середине июля. Сталин не согласился и дал на подготовку всего месяц.

24 мая в войска полетела директива начальника Генштаба Алексея Антонова: каждый фронт должен сформировать по сводному полку фронтовиков. Неофициально выдвигаются жесткие требования: участники должны быть не старше 30 лет, не ниже 176 сантиметров ростом, должны хорошо владеть строевой подготовкой. А еще бойцы должны иметь боевые награды и заслуги. Найти все это в "одном флаконе" было задачей не из легких, поэтому в войсках на рост и возраст зачастую смотрели сквозь пальцы. А вот боевые заслуги играли первостепенное значение.

По одной из версий, принять исторический парад хотел сам Сталин. Однако в то время и командующий движением колонн, и принимающий парад должны были находиться в седле. А у генералиссимуса с кавалерийской подготовкой было не очень. В последних изданиях мемуаров Георгия Жукова «Воспоминания и размышления» говорится о том, что вождь перед парадом пытался научиться верховой езде, но на одном из первых занятий упал и решил не искушать судьбу.

В итоге принимать парад было поручено Георгию Жукову, а командовать - Константину Рокоссовскому. Оба военачальника были в прошлом кавалеристами, но и им пришлось весь месяц практиковать выездку. Жукову и его адъютанту подобрали лошадей по кличкам «Кумир» и «Целебс», а для «команды» Рокоссовского - вороных лошадей по кличкам «Полюс» и «Орлик» из личной коллекции маршала Семёна Будённого. Коней, участвовавших в параде, приучали к рёву моторов и звукам оркестра – так, чтобы им вдруг не пришло в голову продемонстрировать галоп в самый неподходящий момент.

1.jpg

Пять ранений к 22 годам

Пешим подразделениям тоже пришлось несладко. Строевые занятия и тренировки проходили каждый день по шесть-семь часов. Курсантам и военнослужащим Московского гарнизона к этому было не привыкать, они и так регулярно занимались строевой подготовкой. А вот 15 тысячам фронтовиков эти занятия давались тяжело.

Именно недостатки в строевой подготовке не позволили героям, водрузившим Знамя Победы над рейхстагом, участвовать в параде. Они вместе со знаменем прибыли в Москву. Однако на одной из тренировок Георгий Жуков был крайне недоволен тем, как прошли Михаил Егоров, Мелитон Кантария, Степан Неустроев и Алексей Берест. Полководец не решился выпустить их на брусчатку, героям отвели место на трибуне.

Казалось бы, скандал! Ничего подобного. Как вспоминал хранитель знамени в Музее Советской армии Аркадий Дементьев, знаменосец Степан Неустроев на фронте получил к 22 годам пять ранений, в том числе повредил ноги. Ну, какой после этого строевой шаг! Да и остальным было не до шагистики. Например, Михаил Егоров с самого 41-го воевал в партизанском отряде, где хождению в ногу особого значения не придавали. Позже он служил в разведке, выполнил множество опасных заданий. Егоров и Мелитон Кантария после победы «гастролировали» по госпиталям и воинским частям, так что строем ходить было попросту некогда. Все это понимали и героям претензий не предъявляли.

Знамя Победы передали в Центральный музей Вооружённых сил СССР в Москве на вечное хранение. Но Егоров и Кантария все же пронесли его перед Мавзолеем - во время празднования 20-летия Победы в 1965 году. Сопровождал героев рейхстага полковник Константин Самсонов.

Подъем в 4 утра

О том, кому пришла идея бросать к подножью мавзолея фашистские знамена, доподлинно неизвестно. По одной из версий, мысль подсказал Сталину академик Евгений Тарле. Так, дескать, поступали римские воины. Как бы то ни было, из Берлина и Дрездена в советскую столицу было доставлено порядка 900 трофейных штандартов. Специальная комиссия отобрала 200 из них для участия в Параде Победы. Эти знамёна до сих пор хранятся в фондах Центрального музея Вооруженных Сил.

Но главными, конечно, были советские штандарты и знамена. Их изготовление поначалу было поручено подразделению московских военных строителей, но первый вариант Сталин не принял. Заказ передали специалистам художественно-производственных мастерских Большого театра. Работая круглые сутки, они изготовили новые штандарты всего за десять дней.

2.jpg

24 июня 1945 года подъём военнослужащим протрубили в 4 часа утра. Сводные полки фронтов направились из казарм на Красную площадь. Одновременно двинулись праздничные колонны демонстрантов. Но им в тот день пройти по главной площади страны было не суждено из-за ливня, который обрушился на столицу в первой половине дня. По этой же причине не было авиационного парада, на площадь вышли только пешие и механизированные расчеты.

Между тем вся Красная площадь была в алых победных знамёнах и цветах. Вдоль фасадов ГУМа стояли гербы союзных республик, на Лобном месте был сооружён 26-метровый «Фонтан Победителей», после парада его убрали.

Когда куранты пробили 10 утра, из ворот Спасской башни на белом коне выехал принимающий парад Георгий Жуков в сопровождении адъютанта. После объезда полков маршал Победы поднялся на трибуну Мавзолея к членам политбюро и произнёс торжественную речь. Прозвучал Гимн Советского Союза, затем артиллерийский залп. По брусчатке двинулись барабанщики-суворовцы, следом - сводные полки фронтов. И уже за ними - солдаты с преклоненными знаменами поверженного вермахта. Штандарты и флаги сбрасывали на специальный помост у стен Мавзолея.

Торжества продолжились вечером – в Москве был устроен грандиозный салют. А на следующий день, 25 июня, в Кремле состоялся торжественный приём, который длился всю ночь. Гости разъехались только на рассвете.

КСТАТИ

Пять парадов победного года

Помимо Парада Победы 24 июня, в 1945 году прошло еще 4 торжественных шествия. Первым был проход советских войск в Берлине у Бранденбургских ворот и рейхстага 4 мая 1945 года. Его принимал военный комендант Берлина генерал-полковник Николай Берзарин.

Второй берлинский парад прошёл уже 7 сентября: по предложению Георгия Жукова союзные войска маршировали на площади у Бранденбургских ворот в честь капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны. От каждой союзной державы был представлен сводный полк. Помимо Жукова, парад принимали американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, британский фельдмаршал Бернард Монтгомери и французский генерал Жан де Тассиньи.

Третий военный парад советских войск прошёл 16 сентября в китайском Харбине. Он тоже был приурочен к победе над Японией. Командовал дальневосточным парадом генерал-лейтенант артиллерии Константин Казаков, а принимал - генерал-полковник Афанасий Белобородов.

А 12 августа прошло первое послевоенное мирное шествие. На Красной площади прошел парад физкультурников, в котором приняло участие 25 тысяч человек из 16 союзных республик.