Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

16.06.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: тасс

Андрей Клепач: У России и Беларуси должны быть масштабные проекты-драйверы, которые «заразили» бы обе страны

Главный экономист ВЭБ.РФ, заведующий кафедрой макроэкономической политики и стратегического управления МГУ – о том, как преодолеть проблемы, которые выявила пандемия коронавируса

Одним из экспертов, принявших участие в состоявшейся в начале июня онлайн-конференции «Россия и Беларусь: будущее после пандемии», был главный экономист ВЭБ.РФ, заведующий кафедрой макроэкономической политики и стратегического управления МГУ им. Ломоносова Андрей Клепач. Его выступление заинтересовало многих, ведь Андрей Николаевич не часто принимает участие в подобных мероприятиях. В своей речи известный экономист сосредоточился на проблемах российско-белорусского сотрудничества, которые выявил коронакризис, а также на путях их преодоления.  

- Союзное государство России и Беларуси – это не только опыт 20 с лишним лет, - сказал Андрей Клепач. - Мы все вместе переживаем одни и те же испытания. Я имею в виду и предыдущие кризисы, и нынешний шок, связанный и с коронавирусом. Например, падение цен на нефть, что для России особенно важно. Конечно, из этих кризисов хочется извлечь уроки. И я хочу коротко остановиться на нескольких тезисах.

Григорий Алексеевич Рапота уже говорил о том, что мы либо вместе преодолеваем проблемы, либо каждый принимает решения сам, зачастую не согласовывая свои шаги друг с другом. Мне кажется, что нынешний кризис как раз показал, что мы действуем не совместно и без оглядки друг на друга. Это проявилось и в том, как происходило закрытие границы между Беларусью и Россией, и в том, что скоординированных совместных экономических действий и действий в области медицины мы не предприняли. Исключением стала помощь друг другу в вывозе наших соотечественников из-за рубежа. Поэтому, как мне кажется, один из уроков состоит в том, чтобы как раз научиться действовать совместно.

Действовать совместно – это в том числе оказывать друг другу медицинскую помощь, делиться теми технологиями, которые сейчас разрабатываются. Может быть, нужно делиться опытом создания резервного коечного фонда в больницах, оборудования. Пандемия показала, что оптимизация медицины, в том числе подчиненная жесткой логике сокращения расходов, не работает в условиях эпидемии. В этом плане даже опыт Советского Союза оказался бы востребованным и полезным.

Мы должны сохранять коечный фонд. С 2012 года мы сократили 200 с лишним тысяч коек, а сейчас были вынуждены в авральном порядке почти 100 тысяч койко-мест вернуть, чтобы обеспечить инфицированных больных, а также больных с воспалением легких. Это серьезный урок и для России, и для Беларуси. Можно обменяться опытом, как работать с эпидемиями.

К сожалению, с вирусами придется жить дальше. От воспаления легких раньше в России умирало ежегодно 30 с лишним тысяч человек, сейчас 20 тысяч. И это в разы больше, чем от коронавируса. Здесь, возможно, была бы полезна совместная программа, связанная и с бюджетным финансированием, и с привлечением частных средств и созданием специального фонда. Ведь есть очень серьезные наработки, в том числе в России. Проходят испытание лекарства – не только вакцина, но и средства на основе бактериофагов, которые дешевле, но обладают серьезным терапевтическим эффектом.

Мне кажется очень перспективным сотрудничество в сфере не только цифровых технологий, но и в микробиологии. Такой проект в рамках Союзного государства мог бы не только принести пользу нашим странам, но и быть примером, моделью для Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений. Потому что Союзное государство – это не только эксперимент и опыт России и Беларуси, но в какой-то мере это продвинутая модель для того же ЕАЭС. У нас, в Союзном государстве, есть союзные программы, которых нет в Евразийском экономическом союзе. У нас есть программы кооперации, которые там тоже отсутствуют. В этом смысле Союзное государство – это полигон будущего для евразийской модели интеграции. Поэтому вопрос сотрудничества и доверия друг к другу в рамках Союзного государства очень важен.

Еще один важный вопрос, о котором говорил Григорий Алексеевич Рапота, – это масштабные проекты. У России и Беларуси должны быть проекты-драйверы, которые «заразили» бы обе страны. Это может быть сотрудничество в космосе, это может быть высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург - Минск - Варшава… Действительно, этот мегапроект мог бы стать драйвером и для западных регионов России, и для Беларуси. Кроме того, он мог бы стать примером сотрудничества с тем же Евросоюзом, примером создания общего пространства. Мне кажется, этот вопрос имеет смысл поднимать на уровне Союзного государства. Надо также привлекать частный бизнес – российский, белорусский, европейский. Необходимость таких проектов, которые поднимали бы нашу экономику и в то же время служили бы моделью сотрудничества, – это вещь крайне важная.

Если оперировать цифрами, то нынешний кризис показывает, что мы очень чувствительны. Российская экономика в этом году упадет. Официальный прогноз Минэкономразвития – упадет на 5 процентов. Я думаю, что меньше, где-то на 4,5 процента. Но, по сути, каждый процент падения российского ВВП – это процент падения и ВВП Беларуси. И здесь нам тоже нужно укреплять кооперационные связи, которые были бы более стабильны, чем колебания, связанные как с внешними шоками, так и с карантинными ограничениями. Для нашего благосостояния выработка новой модели партнерства и сотрудничества была бы крайне важна.

Хочу коснуться еще одного тезиса – об огромном взаимном уважении. Все россияне к белорусам относятся как к братьям. И это не просто фраза: мы и одной веры, и одной исторической судьбы. Очень важно со сменой поколений этого не потерять. А для этого нужно вместе обсуждать проблемы, болевые точки и вместе находить решения.