Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

27.03.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Фото автора

Четыре шелковые книги для Нового Шелкового пути

На форуме «СНГ + Мир» председатель Координационного совета Делового Центра экономического развития СНГ Анатолий Казаков рассказал о проекте «Один пояс - один путь» и о перспективах участия в нем России и государств постсоветского пространства

Фото: Анатолий Казаков

На прошедшем в середине марта в Москве форуме «СНГ + Мир» инновационному развитию стран постсоветского пространства посвящалось немало выступлений. Одним из первых этой темы на секции «Инновации в интеграции» коснулся председатель Координационного совета Делового Центра экономического развития СНГ Анатолий Казаков. По его словам, скачок в области передовых технологий, искусственного интеллекта и цифровизации – это непременное условие равноправного партнерства с другими участниками проекта Нового Шелкового пути.

- Одним из самых масштабных проектов будущего является проект пути из Китая в Европу «Один пояс – один путь», - начал свое выступление Анатолий Казаков. – Он включает в себя три пути этого проекта. Наш путь: северный: Китай - Центральная Азия – Россия - Европа. Предполагается, что по этому пути будет осуществляться 30 процентов перевозок. Есть еще Центральный и Южный пути. Главный – Центральный путь (см. «Наша справка» в конце материала – ред).

В 2015 году было подписано совместное заявление правительств России и Китая о сотрудничестве в модернизации транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, высоких технологий. Но есть вопросы, которые вызывают тревогу. К примеру, Китай дальше продвинулся в реализации высокотехнологичных проектов, чем страны СНГ и ЕАЭС.

Вообще, сейчас идет использование глобальных индустриальных центров, инновационных, образовательных и финансовых супермаркетов. Идет колоссальная трансформация, четвертая промышленная революция, шестой технологический уклад по циклам Кондратьева (К-циклы или К-волны — периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48—55 лет, описанные в 1920-е годы Николаем Кондратьевым – прим. ред.). Меняются производственные отношения, меняются производительные силы. Сейчас, прежде всего, выделяются новые технологии, связанные с искусственным интеллектом. Роботизация, нанотехнологии, биотехнологии – все это трудно даже представить… Мы сейчас разрабатываем стратегию экономического развития до 30 года, очень трудно представить, как широко шагнет наука к тому времени.

Идет колоссальное накопление информации - это настоящая революция. И те страны, которые продвинутся технологически, шагнут вперед в цифровизации, инновационной индустрии и в области искусственного интеллекта, безусловно, сделают большой рывок вперед.

У нас в каждом министерстве есть зам по цифровизации. Первое время мы, конечно, отставали немного, но сейчас нагоняем. Год назад в этом же зале мы проводили форум, который был посвящен цифровизации. И мы знаем, что в СНГ уделяем большое внимание переходу на цифру. Сейчас развитие любой страны будут определять передовые технологии, Россия и СНГ добились в этом направлении некоторых успехов. Если говорить о шестом технологическом укладе, то процентов десять у нас уже есть. В обороне, в космосе, в биотехнологиях. Но этого, конечно, мало.

Взять тот же проект «Один пояс – один путь». Во многих вопросах мы от Китая отстаем. Чтобы быть равными партнерами, нам нужно прибавить в развитии. Конечно, у Китая большие материальные ресурсы для финансирования этого проекта, у нас здесь есть определенные сложности. Но на таких проектах и держится стратегия развития.

Сегодня идет разворот от ВТО в сторону партнерства. А партнерство, взять тот же Новый Шелковый путь, охватывает десятки стран. Четырнадцать стран – это только зона свободной торговли, еще десятки стран вовлечены в этот гигантский проект. И здесь пути развития, конечно, будут определять новые технологии.

По этому проекту делается три платформы: платформа знаний, платформа технологий, платформа производства продукции. Китайцы сделали четыре так называемые шелковые книги, которые определяют проектные решения. Первая книга – нормы и стандарты кооперации, вторая - как лучше организовать реализацию проектов, описание норм для новых институтов сетевой экономики, мировой опыт. Третья книга – анализ права в глобальной конкуренции, свобода предпринимательства. Четвертая книга – нормы и правила в проектах новой сетевой экономики.

Используя прежний опыт, проект Нового Шелкового пути не реализуешь. В этом проекте отражены все новейшие инновационные технологии, которых достигла наука. И нам надо подтягиваться. Если говорить о цифровых технологиях, финансово-банковских расчетных технологиях, то здесь Восток опережает Запад. Китай, Тайвань, Сингапур. Если поехать в Европу, то можно своими глазами увидеть, как там идет торможение. Там не очень много QR-кодов, а если поехать на Восток, то сразу отмечаешь, как там все цифровые новинки быстро внедряются и работают.

Это серьезный рывок. Мы, СНГ, находясь между Западом и Востоком, можем заимствовать и оттуда, и оттуда. Опыт, инновационное развитие надо заимствовать, конечно, и у Евросоюза. Очень неплохие программы Евросоюза, колоссальные деньги выделяются на внедрение инноваций.

Очень важно, что мы создали в рамках СНГ инновационный фонд, который базируется в Минске. Фонд сделал интернет-платформу, портал, где можно увидеть проекты, которые реализуются, проекты, которые ищут деньги. Инновационный центр СНГ занимается разработкой этих проектов. И, кстати, сегодня не хватает хороших оформленных проектов. Если будут хорошие проекты, деньги сами придут.

Я в этой связи вспоминаю, как мы создавали деловой центр. Мы поняли, что не можем реализовывать проекты, не хватает финансов. Поэтому пошли к Алексею Кудрину, изложили идеологию создания финансово-банковского совета СНГ. Кудрин идею одобрил, мы пригласили крупнейшие банки стран СНГ – ВТБ, ВЭБ, Межгосбанк, Беларусбанк, крупные банки Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и других стран. 15 крупных банков создали костяк финансово-банковского совета. Надо сказать, что банки затянуть не так-то просто. Но, как я и говорил, если есть проект, деньги придут. И банки стран СНГ нам поверили и дали нам деньги.

НАША СПРАВКА

НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – СУХОПУТНЫЙ И МОРСКОЙ

Идею возрождения древнего Шелкового пути впервые высказал лидер Китая Си Цзиньпин в сентябре 2013 перед студентами в Астане (ныне Нур-Султан). Первоначально проект подразумевал создание транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой. Вдоль этих коридоров предполагалось сформировать соответствующую инфраструктуру, отчего идея получила название «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).

Авторы проекта считают, что ЭПШП сократит сроки доставки грузов из Китая в Европу. Сейчас контейнер идет по морю 45-60 суток, а при успешной реализации проекта это время сократится до 10 дней.

В основе проекта лежит строительство трех железнодорожных коридоров (северный, центральный и южный). Все они соединят восточные провинции Китая со странами Западной Европы. Маршрут северного коридора - через Казахстан и Россию к Балтийскому морю, его западная ветка пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию.

Центральный коридор - самый сложный с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры. Он должен соединить порты восточного Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркменистан), Ираном, Турцией, затем проследует через Балканский полуостров к портам Франции. Его реализация потребует строительства дополнительного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле.

Южная ветвь должна пройти через Бангладеш, Индию и Пакистан.

В октябре 2013 года Си Цзиньпин предложил еще одну инициативу – «Морской Шелковый путь XXI века». Он должен соединить сухопутную транспортную сеть южных провинций Китая и стран Юго-Восточной Азии с основными портами региона и таким образом расширить существующий морской транспортный мост на пути товаров из Китая и Юго-Восточной Азии на мировой рынок.