Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

20.03.2021

Автор: Полина РУСАК

Бася Карпилова: С танцем по жизни

В день столетнего юбилея вспоминаем Заслуженную артистку Беларуси, блистательную балерину Басю Залмановну Карпилову

В послевоенном Минске ей были отведены почти все ведущие партии в балетных постановках Белорусского государственного театра. Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Эсмеральда в одноименном балете Цезаря Пуни, Китри в «Дон Кихоте»… Грациозная южная красавица, она покоряла зрителя не только отточенной техникой хореографии, но и ярким темпераментом и артистизмом, незаурядным женским обаянием. От природы одаренная и трудолюбивая, обладавшая твердым, непреклонным характером, могла бы блистать и в солнечном Азербайджане, где родилась, и по всему Союзу, но 23-летней девчонкой судьба забросила ее в Беларусь, и Бася Залмановна только с ней пожелала связать свою жизнь.

Мечте навстречу

Когда 20 марта 1921 года в Баку у супругов Залмана и Минны Розенблат родилась девочка, мало кто мог предположить характер её будущей профессии. Время было неспокойное, раздираемое кровопролитными конфликтами, так что музы молчали… Но годы НЭПа постепенно оживили мирную жизнь, вернули разного рода развлечения, и как только Бася пошла в школу, родители стали приобщать ее к искусству. Впервые попав на спектакли Бакинского оперного театра, девочка была заворожена открывшимся ей волшебным миром. Ей нравилось все происходящее на сцене, но больше всего – хрупкие, порхающие, как бабочки, балерины. Стремление им подражать, стать одной из них было так велико, что семилетняя Бася начинает брать уроки классического танца в балетной студии при театре.

Вскоре юную балерину заметили: в 1934 году по направлению наркомата просвещения Азербайджанской ССР она была направлена на учебу в Москву. Басе посчастливилось попасть в одну из старейших школ российского и мирового балета - Московское хореографическое училище при ГАБТе, известное как своими прославленными преподавателями, так и не менее знаменитыми выпускниками. Она блестяще справилась со вступительным экзаменом, приятно поразив членов приемной комиссии, и была сразу зачислена на пятый год обучения. К слову, практически одновременно с Басей Залмановой, но только на первый год обучения, в балетный класс МХУ поступила Майя Плисецкая. В 1937 году, проявив себя как лучшие воспитанницы, они обе были задействованы в училищном спектакле «Аистенок».

Как закалялись характер и талант

По завершении учебы в балетном техникуме перед 18-летней Басей открывалось немало творческих путей-дорог. Она могла стать солисткой первого профессионального ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, для которого тогда по всей стране активно подбирались кадры. Могла бы сниматься в кино, благо на Киевской киностудии уже состоялся её дебют в небольшой роли. Но она грезила о сцене, потому, выдержав нешуточный конкурс, была включена в труппу Московского музыкального театра им. Немировича-Данченко. Все складывалось как нельзя лучше. Но началась война.

Бася вынуждена была прервать свою столичную карьеру и отправиться на родину, в Баку. Там она, по сути, добровольно вступила в ряды Красной Армии, став артисткой ансамбля Каспийской военной флотилии. C 1941 по 1944 годы Карпилова выступала перед моряками и офицерами, несшими службу на кораблях. Как и повсюду на фронте, это было сопряжено с опасностью и риском для жизни. И речь не только о вражеских обстрелах и диверсиях. Когда в 44-ом советские суда встали на рейд в иранских портах Пехлеви и Бендер-Шах, Бася Залмановна, пренебрегая охраной, отправилась с концертами в чужие и чуждые города. Там в составе агитбригады она исполняла танцевальные номера – это были и классические композиции, и матросские танцы, и хореографические миниатюры на злобу дня, например, «Фриц и Таня», где героиня одной только силой искусства лишала воли врага.

За участие в культурно-массовом обслуживании частей Красной Армии и Флота Бася Залмановна Карпилова была награждена орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией».

Лучшая из Эсмеральд

Сентябрь 1944 года. С этого времени начинается отсчет белорусского периода жизни Баси Карпиловой. Она молода, полна сил, рядом с ней – верные друзья, протянувшие в трудную минуту руку помощи. Когда попытка балерины вновь обустроиться в Москве не увенчалась успехом, минчане Зинаида Васильева и Семён Дречин, тоже из «балетных», убедили ее переехать в их город. Да, «после немца» Минск почти полностью лежит в руинах. И здание театра повреждено и разграблено. Но это пока… Белорусы обязательно восстановят свои культурные традиции, свой творческий потенциал. Словом, она приехала в Минск и ни разу не пожалела об этом.

Став солисткой самого крупного театрального коллектива республики, Бася Залмановна многие годы исполняла в балетных постановках ведущие партии. Выдающийся ученый-искусствовед в области белорусской хореографии Юлия Чурко так вспоминала о Карпиловой:

- Жизнерадостность, чувство юмора, пленительное кокетство органично сочетались у нее с умением создавать образы глубокого драматического звучания.

А известный педагог Александр Коляденко, коллега балерины по труппе в 50-60-е годы, называл ее «артисткой яркой творческой индивидуальности, сочетающей выразительную игру с технически сложным стремительным танцем». Лучшей иллюстрацией к этим словам служит простое перечисление ролей, исполненных Басей Карпиловой. Это и озорная Коломбина в «Арлекинаде», и страстная Зарема – «Бахчисарайский фонтан», и непосредственный Ванечка из детского спектакля про Доктора Айболита, и комичная Рузя из «Подставной невесты». Ещё были роковая Одиллия, Китри, принцесса Флорина. Сказки, драмы, оперетты, трагедии. Одной из знаковых в творчестве балерины стала роль цыганки Эсмеральды: по мнению многих критиков, это была лучшая интерпретация образа героини на белорусской сцене. Старожилы Минска вспоминают, что в финальных сценах спектакля трудно было удержаться от слез не только зрителям, но и коллегам танцовщицы, подсматривающим из-за кулис за ходом действа. Любопытно, что вместе с балериной в спектакле участвовала живая козочка! И хотя трюк был не нов, его использовали и до Карпиловой, Бася нашла к четвероногой артистке свой особенный подход – прятала еду в бубен и даже поселила ее в одной из комнатушек театра.

После ухода из театра в 1961 году Бася Залмановна подвизалась на ниве фигурного катания, только-только набиравшего обороты в Минске. Она была одной из первых белорусских «ледовых» хореографов. Дело было новое, оттого и интересное. Хотя, по правде говоря, Карпилова в доверительных разговорах с близкими высказывала сожаление о том, что рано покинула свой любимый балет.

Легендарной Баси не стало в 2013 году - в весьма почтенном возрасте. Своеобразной наградой балетным за труд служит то, что живут они, как правило, долго. Её дочь Любовь пыталась пойти по стопам матери - закончила хореографическое училище. Но продолжать танцевальную карьеру не стала. Сейчас Любовь Карпилова - костюмер Большого театра Беларуси.