Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

17.04.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Тимофей Ильевский: Я рад, что смог положить маленький кирпичик в наш общий дом

Белорусский режиссер рассказал нашему сайту о своей новой пьесе, премьера которой пройдет в Москве

19 апреля в Московском художественном академическом театре имени М.Горького пройдет премьера пьесы «Последний герой». Ее автор - известный белорусский драматург, главный режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский (в афишах он значится под псевдонимом Иван Крепостной). Это первое произведение автора, которое выйдет на московской сцене. В интервью нашему сайту Ильевский рассказал и о своей новой пьесе, и об отношениях Беларуси и России.

- Тимофей Зиновьевич, расскажите, как все это сложилось. Театр нашел вас или наоборот?

- В смысле, как такая беда приключилась (смеется - авт.)? Вы понимаете, пьеса до театра обычно проходит длинный путь. Может, у кого-то и получается послать в театр текст, чтобы его там прочли… Но обычно это путь через драматургические конкурсы. И «Последний герой» этот путь прошел, хотя ему всего только год. Я посылал пьесу на множество конкурсов, не скажу, что она сильно кого-то заинтересовала. Но однажды ее прочли на конкурсе «Действующие лица» - это конкурс при московской Школе современной пьесы. Оттуда ее передали замечательному режиссеру и театральному менеджеру Эдуарду Боякову — видимо, сочли ее перспективной. Он тогда еще не был художественным руководителем МХАТ имени М. Горького, но организовывал драматургическую лабораторию. Эдуард позвонил мне и пригласил принять участие…

- Вы сказали, что пьесе всего год, а рассказываете, словно все это было очень давно…

- Нет, все происходило в ноябре прошлого года. По нашим меркам, это почти вчера. Бояков — это такой волевой и напористый человек, что если он что-то решил, то действует быстро. Потом его назначили худруком МХАТа - и вот у нас уже премьера. Я даже не ожидал, что будет так быстро. Я сам практикующий режиссер, знаю, как сложен путь от принятия на худсовете до постановки. Обычно это занимает гораздо больше времени. Мы в Бресте сейчас начинаем репетировать пьесу, которую одобрили два года назад. Да, и так бывает. А тут машина закрутилась очень быстро.

- О чем ваша пьеса? Приоткройте чуть-чуть сюжет, если можно…

- Не знаю, получится ли сделать это в двух словах… Главный герой — это старик, восьмидесятилетний ветеран Красной армии. Он в духовном, моральном, нравственном кризисе как из-за того, что происходит в его семье, так и из-за потери Великой Советской Родины. В какой-то момент он сталкивается с двумя группами. Одна — это люди средних лет, известные реконструкторы военных событий. И вторая — тинейджеры, военизированные, очень агрессивные, они считают своим долгом очистить землю от всякой грязи, которая кажется им грязью. От бомжей, пьяниц, да и от стариков, выживших, как они думают, из ума. История получилась очень трагичная и кровавая. Она как сгусток нашей жизни, как увеличительное стекло, через которое можно посмотреть на наше время, в котором мы зачастую не знаем, как жить.

- Вы были на генеральной репетиции, вас устроила трактовка?

- Нет, на репетиции я не был. У меня своя работа в Бресте, впервые я увижу пьесу накануне премьеры. Но трактовку в целом знаю. Дело в том, что «Последний герой» довольно сильно переделывался. Совместная плотная работа над текстом — это было первое, о чем мы договорились с Эдуардом Бояковым. И в рамках драматургической лаборатории, и в переписке с режиссером Русланом Маликовым мы очень многое меняли — переставляли блоками целые сцены, дописывали, даже новых персонажей добавляли. Пьеса — это результат живого процесса, а не раз и навсегда написанное гениальное произведение, как себе это часто представляют молодые драматурги. Первоначальный текст — это материал для живого спектакля. Мы живем в такое время, когда за один день может все перевернуться. Например, кануть в Лету собор, символизирующий 800-летнюю историю Франции.

- Действие проходит в Беларуси или в России?

- Это как раз одна из тех вещей, которые мы изменили. В оригинале все происходило под Брестом. Но там были реалии, которые не совсем прозвучали бы на сцене МХАТа, и мы перенесли действие в Россию. Это 22 июня практически нашего года, в канун годовщины начала войны происходят события, в которых в странном коктейле смешиваются времена, идеи, позиции, возрасты и народы… Надо сказать, тема близка и для России, и для Беларуси. Так что смена места действия мало на что повлияла.

- Чем станет вас премьера «Последнего героя? Это веха в карьере или просто очередной спектакль?

- Я даже не знаю… Нужно этой премьеры дождаться и посмотреть. Я ведь уже совсем не молодой человек, у меня за плечами полтора десятка пьес, масса инсценировок, куча спектаклей. Так что не хочу загадывать. Но хочу надеяться на то, что та проблематика, которую мы поднимаем в спектакле, волновала не только меня, постановщиков, актеров, но и зрительный зал.

- Спектакль об утраченной Великой Родине и ориентиры в современной жизни мало кого могут, как сейчас говорят, «не зацепить». Общность - то, к чему стремятся люди и в Москве, и в Минске и Бресте. Союзное государство — это как раз попытка ее воссоздать. По какому пути, на ваш взгляд, должно идти сближение наших стран и народов дальше?

- Насчет стран я бы не хотел высказываться. Иногда мне кажется, что в этой сфере многое могло бы выглядеть по-другому, но я не специалист. А вот с отношениями народов - совсем другое дело. Мы живем в одинаковых реалиях, говорим на одном языке, связаны единой историей и культурой. Это общие слова, но это так и есть. Но знаете, иногда даже на бытовом уровне вы, россияне, к нам, белорусам, относитесь как... к чуть-чуть недорусским, что ли... (смеется - авт.). Да-да, не спорьте (продолжает смеяться - авт.). Ведь проскальзывает же такое: "ты, конечно, хороший парень, но вот чего-то в тебе не хватает. Государство какое-то строите и историю себе из пальца высасываете то ли польскую, то ли литовскую". Мы любим Беларусь, мы живем здесь, нас это иногда чуть-чуть царапает. Самую малость. Я даже не знаю, что с этим делать. Наверное, ничего - все это не так уж серьезно. Главное, что мы живем рядом и вместе... Что пьесу, написанную человеком, живущим неподалеку от Брестской крепости - там, где начиналась Великая война - будут смотреть в Москве. Я очень рад, что таким образом смог положить маленький кирпичик в наш общий дом.

Наша справка

Режиссером-постановщиком спектакля «Последний герой» стал лауреат российской театральной премии "Золотая маска" Руслан Маликов. В постановке заняты как ветераны, так и молодые актеры МХАТа имени М. Горького. Главных героев играют народный артист России Иван Криворучко и актриса Лидия Кузнецова.