Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Письма из Ада. Поисковик Сергей Мачинский - о раскопках в Аджимушкайских каменоломнях. Продолжение

Руководитель Департамента поисковой и конструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский рассказывает читателям postkomsg.com о своих экспедициях. Читайте его письма прямо с места событий.

Продолжение. Начало см. здесь

Бутовский завал

Сегодня ночью я нарушил технику безопасности: вышел и один ходил по каменоломням. Ходил смотрел на исклеванные пулями стены штолен, напротив обвалов, и думал о том, что происходило здесь в 1942 году. Как можно было здесь жить и воевать. Ведь если бы у меня погас фонарь, я бы вряд ли до утра вышел на поверхность, да и с утра - не факт. А они здесь воевали. Сочащаяся с потолка вода, температура сейчас, в июле, ниже нуля или около того. Пар изо рта, подрывы, обвалы, газ. Да - газ, нацисты травили защитников слезоточивым газом. Надо только  попробовать представить, что здесь происходило, а для этого надо сюда приехать и посидеть здесь в темноте.

С утра нашу группу опять отправили на так называемый Бутовский завал. Там художник-баталист Бут рисовал в 1966 году картины об обороне Аджимушкая. Сам фронтовик, он пытался передать через картины то, что происходило здесь. Другие пытались сделать это через книги, но, мне кажется, до конца это почувствовать можно, только посидев здесь одному в тишине. И если ты не пустой человек, то ты поймешь и почувствуешь каменоломни и их павших.

Разбирая "низовку", девчонки наткнулись на останки погибшего защитника. Меня с Леной Цунаевой направили на зачистку и эксгумацию. Работа в Аду уникальна еще тем, что это, наверное, единственная поисковая экспедиция , где все основывается на научном, системном подходе, где каждая находка анализируется, обобщается и включается в научный отчет с соответствующими научными же выводами и теориями. Здесь не просто работают, здесь проверяют теории, которые увековечивают память.

И вот он, погибший защитник каменоломни.

Он лежал напротив завала, на границе двух жилых зон. Лежал прямо на тропе, по которой сотни тысяч раз ходили люди. Лежал один, но похороненный - не брошенный, не засыпанный - своими боевыми товарищами. Его хоронили в кромешной темноте, накрыв плащ-палаткой, сняв снаряжение и сапоги (нужны были живым, чтобы продолжить сражаться). Никаких вещей при нем не было. Очень странно - на погибшем сохранились истлевшие синие галифе. По структуре ткани, по особенностям пошива можно предположить, что они командирские и погибший был командиром. На груди воина лежал большой камень, а руки были сложены на теле по русскому обычаю. Его заложили тонкими каменными плитками и все. На большее не хватило сил, но с ним простились. Когда в свете фонарей мы очищали останки от камней и каменной пыли, я видел, как в кромешной темноте над павшим товарищем склонились изможденные бойцы. Склонились, чтобы проститься, чтобы помнить и постараться отомстить за всех - и отдать свою жизнь не даром. А теперь, через 73 года, над ним склоняюсь я. Я пришел за ним и он мне нужен, он нужен нам всем.

Мы все, 20 человек, стояли и смотрели в его пустые глазницы, представляя, каким он был, этот солдат. Рядовой или командир, русский или украинец, может, таджик, - он для врага был именно русский солдат. И они боялись его тогда, боятся и сейчас, потому и сносят их памятники, оскверняют и разоряют их могилы, в некоторых "цивилизованных" европейских странах. А мы? У нас тоже некоторые забыли, что именно ему и его товарищам мы обязаны всем. А мы не забыли. Мы подарили ему последний луч солнца. Чушь, скажете? “Зачем ему солнце”? Ему, который, может, несколько месяцев до своей смерти, перемещаясь от завала к завалу, травленный газом, голодный, раненный, иссушенный жаждой, не видел этого солнца, - зачем оно теперь его костям?

Неправда ваша, если вы так думаете. Оно ему нужно: мы на всю жизнь запомним, что благодаря тем 60 людям, которые приехали сюда со всей России, приехали, невзирая ни на что, из Украины, - он увидел солнце. Пусть после смерти, но увидел. За ним пришли, его не бросили тогда, не бросили и сейчас. Мы помним своих героев, и русские своих не бросают. Да, именно русские, потому что все мы один народ, русские, белорусы, украинцы, нас даже враги никогда не делили. А если делили, то только для того, чтобы уничтожить.

Как-то все получается лозунгами. Но я бы хотел, чтобы каждый из вас просто представил, что пережил и вынес этот человек перед смертью. Почувствуйте хоть часть того, что чувствовал здесь, во тьме, он. И решите сами - нужно ли подарить ему солнце и достойны ли мы его памяти. И права самим дарить это солнце ему и таким как он, неизвестным героям.

А потом, когда решите, - попробуйте это сделать. Все в ваших силах.