Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

26.04.2022

Автор: Максим Чижиков

Фото: Максим Чижиков

Путешествие в Оптину Пустынь – за уединением и опытом

В Оптину пустынь не едут случайно, только по велению души. Места тут красоты потрясающей, светлые какие-то, душевные. Кругом – лес, а еще речка Жиздра, этой весной полноводная как никогда.

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь (официальное название обители) находится на территории национального заповедного парка «Угра» в Калужской области. Когда-то тут проходила козельская засечная черта, построенная против вражеских набегов. Знаменитый Козельск, прозванный ханом Батыем «злым» за то, что во время нашествия за Русь в 1238 году, ему пришлось потратить семь недель на его осаду (всего поход татаро-монгольского войска длился пять месяцев), прекрасно виден из Оптиной пустыни.

Из-за постоянных нашествий, а это было русское пограничье, документов о том, как тут возник монастырь, не сохранилось. Осталась только легенда, что в конце XIV века в этих местах обитал некто Опта, разбойник. История умалчивает, что с ним произошло. Но немало нагрешивший Опта вдруг раскаивается и решает уйти отшельником в лес, в те места, где сейчас находится монастырь. Уходит, видимо, не один, а с людьми, возможно, из его бывшей шайки. Принимает постриг под именем Макария. Отсюда и название Оптина пустынь – место уединенного монашеского поселения.

Первые документы об обители относятся к концу XVI века: монастырь тут был небольшой, в нем жило несколько монахов. В течение двухсот последующих лет ничего и не менялось. Разве, что при Петре Первом Оптину пустынь на два года закрыли, но потом вновь возродили.

Строитель из огородников

В конце XVIII века это был заштатный, нечем не примечательный монастырь – один из сотен, разбросанных по всей Руси. И тут с ним происходит еще одно чудо. Из Москвы в Оптину пустынь приезжает митрополит Московский Платон (Левшин). Тогда тут стоял лишь один Введенский храм и проживало несколько старичков-монахов. Платону предложили закрыть монастырь, мол, давно уже ничего тут не складывается. А монахов заберут в монастырь покрупнее, там им легче будет. «Да вы что, это место создано Богом для монастыря, – ответил митрополит. – На одном берегу реки Жиздры – Козельск, на другом – заповедный лес и монастырь».

Вернувшись в Москву, он от своей идеи не отказался. Надо было только найти человека, способного возродить обитель. Им стал Авраамий Огородник из Николо-Пешношского монастыря. Он отправляется в пустынь, после чего пишет в своем дневнике полные ужаса строки: «Не то, что строить, как тут выжить, непонятно». Но деваться было некуда. Обет послушания обязывал действовать.

За тридцать лет были выстроены все основные храмы, и монастырь выглядел практически также, как и сейчас. Самый старый собор – Введенский, самый большой – Казанский. Между ними – некрополь. Похоронены тут не только монахи, но и представители известных светских фамилий. Например, тетя Льва Толстого Александра Ильинична Остен-Сакен, его родная сестра Мария Николаевна. На могиле тетушки, которая после смерти родителей заменила ему мать, 14- летний Лев пишет эпитафию, возможно, первое известное его произведение. И свое последнее путешествие он совершит за несколько дней до своей смерти в Оптину пустынь. Хотел посетить старца в скиту, но не решился войти.

Монастырь в монастыре

В обители две части: одна для паломников – храмы, гостевые домики, трапезная и источники. Вторая – Иоанно-Предтеченский скит неподалеку: монастырь в монастыре. Сюда могут входить только монахи. Это сердце Оптиной пустыни. Там живет порядка 15-17 монахов.

Основал его 200 лет назад митрополит Киевский Филарет. Скит – деревянный, но он уцелел и дошел до наших дней. Когда-то из Рославльских лесов сюда переселились старцы. Их было 14. Кто такой старец? Духовный наставник для всей монашеской общины и для мирян. Люди, узнав, что здесь есть какие-то особые старцы, поехали в пустынь на каретах, пошли пешком за советом. Кого здесь только не было: и члены императорской фамилии, и обычные крестьяне.

Вокруг скита сосны, всего пару десятков – им за 200 лет. Солидный возраст. У нас так долго они редко растут. Эти сосны помнят приезжавших сюда Льва Толстого, Николай Гоголя, Федора Достоевского, философов-славянофилов: Ивана Киреевского и Константина Леонтьева. Многие иностранные паломники приезжают сюда именно потому, что тут бывали классики русской литературы.

Толстой посещал обитель шесть раз. То крестьянином переодевался, то в обычном образе приходил. Каждый раз встречался со старцами. «Такой великий и такой гордый человек», «Хоть и Лев, но цепи своей гордыни так и не смог разорвать», – констатировали они.

Один из самых известных оптинских старцев – Амвросий. Он говорил на пяти иностранных языках, с детства обладал феноменальной памятью. Но в юности тяжело заболел, после чего дал монашеский обет. Именно к нему приезжает Федор Достоевский после смерти 4-летнего сына Алеши. Амвросий станет прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Сам писатель предстает в одном из эпизодов романа в виде женщины с черным лицом, пришедшей в скит за советом, которая не может утешиться. Она рыдает, потому что у нее погиб ребенок.

Говорят, что с оптинскими старцами общался и молодой Георгий Жуков, которого Нектарий Оптинский благословил и уверенно заявил, что тому везде и всегда будут сопутствовать победы. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет». К старцу Нектарию приезжал и актер Михаил Чехов, племянник Антона Павловича Чехова.

Молитва и труд все перетрут

Избушке, где они принимали гостей – хибарке старца Амвросия – уже 150 лет. Недавно тут завершили ремонт. Обстановка в ней теперь такая же, как и при Толстом и Достоевском. Есть специальная комната для приемов, сейчас на стенах в ней висят портреты известных посетителей. Раньше они могли тут переговорить со старцем наедине. Поражают небольшие по размеру кровати: одному взрослому человеку ни ног не вытянуть, ни повернуться. Но монахам не рекомендуется много спать.

Старчество было уничтожено Октябрьской революцией. На месте могил старцев разбили парк культуры. В кельях был пионерский лагерь, потом совхоз, ПТУ. Затем лагерь – для пленных поляков, потом их отсюда отправят в Катынь. Во время войны тут шли бои. И на этих же нарах оказывали помощь уже нашим раненным: тут был госпиталь.

Вернули пустынь церкви решением Совмина СССР в конце 80-х.

– Здесь были просто руины, –- рассказывает наш экскурсовод, отец Каллиник.

Восстанавливали обитель постепенно. Могилы старцев нашли не сразу. Теперь их мощи находятся в основных храмах Оптиной пустыни: например, преподобных Амвросия и Нектария Оптинских – в Введенском соборе.

Сейчас Свято-Введенский ставропигиальный монастырь – крупнейший мужской в России. Здесь - около 200 монахов и 150 трудников – в том, числе из Беларуси и Украины. Они пекут хлеб, сами шьют одежду, есть свое издательство. А еще под боком – большое подсобное хозяйство, которое по площади превосходит монастырь: тут и коровник, конюшня, зернохранилище, теплицы, пасека. Часть монахов с весны до осени работают в поле: есть храм на колесах, который привозят им, чтобы они могли помолиться. Как говорится, молитвы и труд все перетрут.

20220415_105723.jpg