Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

28.09.2021

Автор: Максим Чижиков

Фото: Елена Вахрушева

Ярославль: город с купюры, в котором слышны народные белорусские песни

Старинный город стал местом притяжения для классика белорусской литературы Максима Богдановича.

Ярославль – идеальное место для людей творческих. Прогуляешься по набережной Волги до Стрелки – места слияния с рекой Которосль, где когда-то стоял Кремль, и сразу хочется творить. Представляешь Ярослава, тогда всего лишь ростовского князя, еще не заслужившего прозвище Мудрый. Как он решился основать именно здесь город в 1010-м году. Как победил, согласно легенде, то ли медведя, то ли медведицу (теперь этот зверь красуется на гербе города), убедив в своей силе местные племена язычников из Медвежьего угла. В итоге место для торгового места князь выбрал на редкость удачное. И заметьте, ни разу за всю свою историю город названия не менял.

yarr.jpg

СТОЛИЦА «ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА»

Ярославль даже в «Золотом кольце» старинных русских городов занимает особое место. Во- первых, он – его неофициальная столица. Здесь его «нулевой километр». Отсюда часто начинаются автобусные экскурсии по «кольцу». Во-вторых, его исторический центр целиком внесен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО: у нас в стране такое право заслужили только Санкт-Петербург и Великий Новгород.

Статус у Ярославля всегда был высокий: не зря на гербе, кроме медведя, есть и шапка Мономаха – царский символ. В Смуту он стал «временной» столицей страны. Здесь собиралось Второе ополчение Минина и Пожарского, но, главное, чеканилась монета. И целый век после этого Ярославль считался вторым по значимости городом в стране. А еще именно здесь Федор Волков основал первый в России профессиональный театр.

yarrr.jpg

Волжскую набережную, как и саму Стрелку, облагородили к 1000-летию города, который отмечали в 2010-м году. Три столетия сошлись в одном месте. Набережная стала трехъярусной: третий «юбилейный», длиной 4 километра, дополнил первый «имперский» уровень, который начали строить еще по указанию Александра I, а закончили при Николае I, и второй «советский», появившийся в 60-х годах прошлого века при главе Ярославского облисполкома Федоре Лощенкове. Так что вы по набережной обязательно пройдитесь: от Октябрьского моста, мимо Речного вокзала, где пришвартованы белоснежные красавцы-теплоходы, от Губернаторского сада до Стрелки. Тут что ни здание - то памятник истории. Среди них — Митрополичьи палаты, Волжская башня, одна из трех уцелевших от Ярославского кремля, музей истории города, с десяток усадеб и купеческих домов.

УЗОРЫ КАК ИЗ СКАЗКИ

Ярославль часто называют «городом с 1000-рублевой купюры». Пожалуй, у каждого посетившего город есть снимок с банкнотой на фоне изображенных на ней достопримечательностей. И если памятник основателю города Ярославу Мудрому и часовня Казанской Богоматери с лицевой стороны «тысячи» – новоделы, то Церковь Иоанна Предтечи – действительно уникальна. Родом из XVII века (при этом не самая старая в городе, храм Ильи Пророка в самом центре считается древнее), она – единственная в России с 15 куполами: пять у главного храма, а остальные десять – у двух пристроенных к нему приделов. Церковь вообще выглядит сказочно со своими узорами из красного кирпича (то в виде бусинок, то розеток, то кокошников) и изразцами. Не зря она тоже внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стиль этот – «русское узорочье» – хорошо прижился в Ярославле, тем более что город был богатый, купеческий. Местные торговые люди даже в Москве на свои деньги построили храм прямо рядом с Кремлем, на улице Варварка – Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

Правда, состояние Церкви Иоанна Предтечи сейчас оставляет желать лучшего: оно совсем не такое радужное, как на купюре. Померкла жемчужина. Дороги нормальной к ней не было. Службы там не ведутся, она – часть Ярославского музея. Внутрь попасть непросто: она работает не во все дни. Забор вокруг, который раньше был элементом ансамбля, почти разрушен. За ним – предприятие «Русские краски», когда-то это была фабрика белил купца Вахромеева, потом – лакокрасочный завод «Путь к победе». Долгие годы в храме и колокольне были заводские склады: зерна, красителей и кислоты. Потом их убрали.

В ГОСТЯХ У БОГДАНОВИЧЕЙ

8 лет провел в Ярославле классик белорусской литературы Максим Богданович. Здесь он окончил Демидовский юридический лицей (теперь Ярославский госуниверситет), много переводил, писал и публиковался. Возле здания вуза на Красной площади сейчас стоит памятник поэту. Есть в городе и музей Максима Богдановича.

У этого одноэтажного деревянного дома в центре Ярославля со стильными наличниками судьба сложная, как и у его хозяев: тут тебе и забвение, и новая жизнь. В него отец Максима – этнограф Адам Богданович – перебрался с семьей в 1912 году. Пережив разрушительный для города белогвардейский мятеж 1918 года, дом едва не погиб в 80-ые годы прошлого века, когда в Ярославле сносили старые постройки. Здание удалось отстоять, но ему пришлось переехать – на другую сторону улицы. Перетаскивали по бревнышку. И вот уже почти 30 лет в нем музей Максима Богдановича (юбилей будет в следующем году), а еще – Центр белорусской культуры. Экспонаты для музея собирали, что называется, с миру по нитке. Один из последних экспонатов - автограф поэта, который он дал для издателя ярославской газеты «Голос», с которой активно сотрудничал.

Директор музея Наталья Прохорова рассказывает:

«Что-то принесли ярославцы, но основную массу нам дал из своих фондов литературный музей Максима Богдановича в Минске, и мы за это им очень благодарны. Например, документ, который касается дела, по которому Адама Богдановича едва не репрессировали в 1932 году. Только родство с Горьким спасло его от высылки из Ярославля. (Он был женат на Александре Волжиной – родной сестре супруги Горького Екатерины – прим. ред.) Тогда все руководство Ярославского исторического музея, где Адам Богданович работал заведующим библиотекой, было репрессировано. Многие расстреляны. Возможно, Горький спас ему жизнь».

Так, совместными усилиями была создана интересная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Максима Богдановича и членов его семьи.

Экспозиция небольшая, дом всего 81 кв.м., но уже с первых дней в музей стали приходить ярославские белорусы.

Народные песни встречают уже при входе. Внутри – соломенный паук под потолком, льняные рушники. Маленькой островок Беларуси посреди большого города. В год здесь бывает до шести тысяч человек.

yarrrr.jpg