Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.07.2017

Путешествуя по Союзному государству: Что посмотреть в Германовичах

Музей, носящий имя Язепа Дроздовича, костел, соединенный с ним подземным ходом и огромная парковая территория, на которую в начале прошлого века попасть было невозможно из-за закрывавшихся на ночь ворот города.

Беларусь, как и многие другие страны, полна мест, в которые турист вряд ли поедет специально, - но, проезжая мимо, почти наверняка не сможет не остановиться. Один из таких поселков (точнее - агрогородок) расположен на самом севере страны, в Витебской области, на берегу реки Дисны, которая совсем недалеко, возле Новополоцка, впадает в Западную Двину. До ближайшего относительно крупного города – Полоцка – отсюда добираться 80 километров по региональным автодорогам, а уж до Минска добраться – серьезное по местным меркам 200-километровое путешествие.

Это место - настоящая реликтовая Беларусь, которую не увидеть в больших городах. Когда-то Германовичи были вотчиной князей Сапег. Этот древний литовский род в конце XVII века отважился на шестилетнюю войну со всей остальной шляхтой Великого Княжества Литовского и проиграл. Но Германовичи в истории всплывают раньше – в 1563 году, а Сапеги владели им до 1739-го, и в этот промежуток уместилась вся жизнь знаменитого Льва Сапеги, автора самой первой в Европе конституции – Статута Великого Княжества Литовского 1588 года.

Но в XVIII веке Германовичи продают Яну фон Экель Гилзену. Городок стал центром огромного имения и в конце концов ими завладел род Ширин, приходящийся одной из ветвей самого могущественного когда-то в Золотой Орде семейства, отношение к которому имели и некоторые русские князья.

Ширины задержались в Германовичах на пять поколений, последний из них умер в 1938 году.

Свидетельства эпохи: орудия селян и картины Дроздовича

Именно при династии Шириных в Германовичах начали создавать небольшой закрытый городок, который незамедлительно обнесли стеной, единственный вход закрывался в девять часов вечера. Тут же разбили большой парк, а в 1782 году построили основное здание.

1.jpg

В нем когда-то было три террасы, а внутри до сих пор сохранились каменные лестницы, по которым не так просто подняться. Или спуститься: говорят, что под строением когда-то был длинный подземный ход. Впрочем, внутри дома от него не осталось никаких воспоминаний: местные говорят, что в советские времена его намертво зацементировали после пропажи нескольких местных ребятишек, решивших изведать старинное подземелье. Впрочем, скорее всего, это просто легенда.

А сейчас усадьбу Шириных поделили между собой детский сад и Германовичский музей культуры и быта, которому не так давно присвоили имя выдающегося белорусского художника Язепа Дроздовича. Ему в музее отведен отдельный большой зал: мало где в Беларуси собрано больше предметов, связанных с жизнью странствующего гения.

2.jpg

На втором этаже можно посмотреть на картины и других белорусских художников. Пусть чуть менее известных, но от того не менее значимых для культуры страны. А на первом – совершенно другая экспозиция. Здесь – история белорусского быта в предметах, значительную часть из которых сюда принесли сами жители Германовичей.

3.jpg

В музее собраны свидетельства огромной эпохи – от пут, которыми приковывали лошадей (защищая их от кражи), и пил - до различных польских документов двухвековой давности и самодельных детских саней. Есть и другие атрибуты сельскохозяйственной глубинки: изготовленные вручную крестьянами ножницы для стрижки овец, сеялки, горшки, и, конечно, одежда.

4.jpg

5.jpg

Называли детей в честь императоров

Местный костел появился тоже при Шириных. Церковь Преображения Господня строили почти два десятилетия, а открытие состоялось в 1787 году. Именно сюда, согласно легенде, вел тот самый подземный ход из основной усадьбы. Напротив этого костела Ширины построили часовню Святых апостолов Петра и Павла. Там долгое время хоронили всех представителей рода, но в конце концов часовня сгорела. Шел уже 1910 год и поиздержавшиеся Ширины не стали ее восстанавливать.

Захоронения велись и возле основного костела, но главное его предназначение, конечно, было другим. Во второй половине XIX века число прихожан перевалило за отметку в 3 тысячи человек, что в несколько раз больше населения всех Германовичей в ту пору.

6.jpg

Здесь же Ширины крестили детей. На этот счет в городке есть еще одна легенда, которая, впрочем, подтверждается архивными данными: когда армия Наполеона шла по этим землям на Москву, Ширины, дабы показать французам свое расположение, не только пригласили императора в гости, но и назвали в его честь очередного родившегося ребенка из рода! Впрочем, когда Наполеона гнали обратно, хозяева Германовичей совершили другой тактический маневр, назвав очередного младенца уже Александром – в честь уже российского императора.

В последние десятилетия существования Российской Империи этот костел оставался единственным католическим в городке. Все остальные были отданы православной церкви. Ну а при Союзе тут было хозяйственное помещение. Костел снова стал действующим в 1988 году.

Парк Наполеона

Фруктовым парком окружили основное здание. Местные верят, что на то приглашение французский император ответил согласием и переночевал в доме Шириных, а наутро прогуливался по парку. Впрочем, никаких официальных подтверждений, увы, не сохранилось. Но если Наполеон бывал в саду на берегу Дисны, то ему там однозначно понравилось.

Даже сегодня там можно найти уют и отдохнуть от забот, а уж два столетия назад это место было оформлено по последнему слову садово-парковой архитектуры. Пруды с лебедями и само побережье было окантовано первозданным дисненским лесом, практически нетронутым, а к услугам гостей Шириных были беседки, при желании модифицирующиеся в места застолья.

7.jpg

Правда, точных планов сада в Германовичах не осталось. Ученые из соседней Польши нашли эти документы в своих архивах, но в Беларусь их все никак не отправят. Но при определенном воображении, все убранство сада несложно себе представить: вот котлованы от прудов, вот новые беседки на месте прежних, а вот сама Дисна – все такая же тихая и величавая, как и в начале XIX века.

Вениамин Лыков, фото Вадима Шерстеникина