Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.12.2016

Топ-10 самых «неожиданных» и уникальных музеев России и Беларуси

Помимо необычных, преисполненных редкими экспонатами краеведческих музеев (о некоторых из них мы тоже расскажем), в разных концах Союзного Государства можно совершенно неожиданно набрести на музей того, чего… В общем, того, чему посвящать официальный музей никому и в голову никогда не приходило. А вот создателям – взяло да пришло! И появился на белом свете еще один уникальный, неповторимый музей. Стоит себе, да гостей поджидает.

МУЗЕЙ ВАЛУНОВ

Пожалуй, единственный в мире такой музей создан в уже далеком 1985 году в Минске, в парковой зоне столицы Беларуси. Здесь, под открытым небом, собраны (свезены со всей страны!) более 2130 обычных камней. Хотя… Не совсем обычных и даже – совсем необычных. И о-очень больших! Тут тебе и валуны, занесенные на белорусскую землю древними ледниками, а есть и осадочные, и магматические, и метаморфические породы… Впрочем, все эти термины хороши для специалистов. А для всех остальных – здесь просто-напросто чудо как красиво! По своей грандиозности – шесть с половиной гектаров! – уникальному ландшафту (камни выложены в виде контура Беларуси) этот музей не имеет аналогов ни в Европе, ни в мире.

Но вот что интересно: это единственный музей в Беларуси, который работает не только без выходных, но и круглосуточно. К чему бы вдруг? Да к тому, что это сказочное, вне времени и пространства место давно стало привычным маршрутом прогулок для влюбленных. Они приходят сюда фотографироваться на фоне… даже не камней, а – вечности! Ведь любовь – понятие вечное, что особенно сильно чувствуется здесь, среди вещих валунов.


МУЗЕЙ ВОЛГИ

Древний Углич, как и Рыбинск, издавна считались двумя «верхневолжскими» столицами бурлаков. Попеременно. И, конечно же, соперничали между собой. Ведь оба города в течение полутора веков (вплоть до второй половины XIX столетия) каждую весну были местом сбора всех праздношатающихся голодранцев, желающих честно «подзашибить деньгу» и получить дармовую еду (и какую еду – с водкой да требухой!). Работа простая, да нелегкая: тяни баржи с товарами в судоходный период вдоль великой русской реки. Руки-ноги отваливаются, зато и ешь-пьешь до отвала! И Русь-матушку посмотришь, и вспомнить в старости будет много чего… Если доживешь, конечно – не загнешься и не сопьешься.

Как жили бурлаки - об этом вам расскажут в самом первом в России и, соответственно, в мире, Угличском музее Волги. Так он называется в народе, по старой памяти (основан «Музей Волги», именно с таким названием, в 1997 году). Ныне табличка гласит - Центральный музей истории гидроэнергетики России.

И находится он в уникальнейших условиях: непосредственно внутри грандиозной Угличской плотины, самой верхней, с которой и начинается каскад мощнейших гидросооружений, обеспечивающих страну электричеством! Вот где удалось разместить огромную экспозицию, несмотря на все тогдашние противодействия: мол, охраняемый объект, та да се…

Недаром здесь, над волжским простором, собирается Угличский клуб литераторов – поэты читают стихи, прозаики степенно общаются за чаем-кофе. Место такое, «возвышенное» - в прямом и переносном смысле.

Приезжих, конечно, в первую очередь интересует сама экспозиция. Она собрана в 11 залах на трех просторных этажах! Есть даже внутренний, «малый» музей… как вы думаете, чего? Воды (еще одна неожиданность!). Ибо, оказывается, мы так мало знаем о свойствах воды, она остается одним из самых непознанных творений природы…

В музее – экспонаты и фотографии, что расскажут вам не только о бурлаках, и не только покажут, как выглядел Углич в старину с борта фешенебельного парохода. Здесь – материалы об этапах развития гидроэнергетики в СССР, о выдающихся людях этой профессии, о других Волжских (и не только Волжских) ГЭС. Музей – еще и дань памяти тем, кто, в отличие от бурлаков, был на Волге невольником: заключенным Волголага (составная часть ГУЛАГа). Это они строили первые плотины и электростанции. Кстати, здесь и зал-музей Волголага, ведь при Сталине в просторных помещениях плотины располагалось его управление.

А еще в музее - стереозал, в котором можно совершить виртуальное путешествие по территории ГЭС, узнать, как она устроена, побывать внутри гидроагрегата. И даже – собственноручно создать макет гидроэлектростанции, «оживить» знаменитый план ГОЭЛРО. Окинуть взором мигающие перед тобою бесчисленные энергетические «точки» нашего необъятного Союзного Государства России и Беларуси…

Но главное – можно поразмыслить над историей страны, постичь неторопливую мудрость, величавое течение нашей главной реки… Глядишь, и своя судьба неожиданно прояснится – прошлая и будущая. Станет четче и понятней. Здесь, над Волгой, хорошо думается – и о том, «чей стон (до сих пор!) раздается над великою русской рекой». И о мироздании. И – вообще, о том, у кого чего болит. На душе.


КРЕВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ

По мироощущению, по духу своему очень близок Угличскому музею Волги Кревский краеведческий музей, который по итогам 2016 года вошел в десятку самых любопытных музеев Беларуси. Этот список из 10 необычных районных музеев Белой Руси представлен жителям республики совсем недавно, в рамках проекта «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ». Уникальный проект доказывает, что в республике - множество интересных музеев, особенно в небольших городах. Среди десяти районных музеев, про которые вы раньше могли и не слышать, но которые определенно достойны внимания, БЕЛКАРТ особо отметил такие:

«Музей Белки» в Большой Берестовице (Гродненская область), Германовичский музей культуры и быта (Витебская область), Ветковский музей старообрядчества (Гомельская область), Ивьевский музей национальных культур (Гродненская область), Поставский краеведческий музей (Витебская область), Кревский народный историко-краеведческий музей (Гродненская область), Дом-музей Адама Мицкевича (Новогрудок, Гродненская область), Музей истории Дисны (Витебская область), Музей спасенных художественных ценностей (Брест) и Кричевский краеведческий музей (Могилевская область).

Вот, например, Кревский народный историко-краеведческий музей в Гродненской области. Чему он посвящен? Краю, конечно. Крево впервые упоминается в немецких хрониках XIII века как столица Нальшанской земли – мелкого княжества, впоследствии включенного в состав Великого Княжества Литовского. В начале XIV века великим князем Гедимином здесь был заложен каменный замок. Мощные замковые стены, расположенные в неправильном прямоугольнике, обрамлялись по диагонали двумя квадратными башнями…

Позднее Крево принадлежало князю Ольгерду, еще одному знатному имени белорусской земли. Затем – его сыну Ягайло, «воителю смелому». Он не раз устраивал в замке мрачные диверсии, не гнушаясь ничем в борьбе за власть. Вот они, развалины замка, перед вами. Это, собственно, и есть музей, о котором мы рассказываем. Музей, в котором создан и ожил «дух времен», «дела давно минувших дней», «преданья старины глубокой». Бродишь по залам, по близлежащим руинам замка, и перед мысленным взором встают столетия и ушедшие в вечность персонажи истории…

Музейная экспозиция небольшая, но очень ценная. Она повествует о развитии края с древнейших времен до новейшего времени. Помимо увлекательного путешествия вглубь веков, музей знакомит и с историей народных ремесел в этих местах.

А вообще-то, если уж откровенно, то посетить Кревский музей стоит хотя бы ради сохранившихся (и живущих здесь во плоти, да-да!) легенд и преданий. Специалисты говорят, что на их основе уже давно можно было бы отснять мистический сериал. Вот, например… Здесь можно услышать сказания о том, как окрестности посещают духи убийц задушенного в замке князя Кейстута. А заодно с ними – призрачные, неопознанные животные, монах-отшельник и некая «дама с собачкой» (о ее происхождении имеется несколько версий). Она, то бишь, дама, бродит по стенам замка, скидывая вниз камни. Многие по сей день убеждены: когда умирает кто-то из местных жителей, то это означает, что «дама» сбросила вниз очередной камень. Надо лишь пойти в замковый двор – и вот он, камень, которого еще вчера тут не было. А вроде – и был… Не поймешь.

В общем, такой вот загадочный, таинственный музей.


МУЗЕЙ-ИЗБА ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА

Этот музей, как ни странно, известен далеко не всем москвичам, хотя, конечно, большинство о нем что-то где-то и когда-то слышали. Но если вы, не будучи знатоком столицы, окажетесь в районе станции метро «Сухаревская» и каким-то образом - по прихоти или из любопытства, а то так и заблудившись - свернете в переулок Васнецова, ручаюсь: шок в самом хорошем смысле слова – гарантирован. Культурный шок? Ну да, пожалуй, культурный. Какой же еще, коли речь идет о музее?

Едва не задавленный нависшими со всех сторон многоэтажками, прикрытый, будто слабенькими ладошками, кронами обветшалых деревьев, притулился сказочный теремок… Кстати, окрестные жители так и называют любовно музей В.М.Васнецова: «Наш теремок».

Вот впечатления взрослого мужчины, москвича, впервые посетившего это место: «Я счастлив, что в недрах моей родной Москвы хранится такой терем, принадлежащий когда-то такому выдающемуся человеку! Васнецов - это один из лучших представителей русского народа. Получил огромное удовольствие от посещения и много узнал. Войдя в особняк, я почувствовал, будто великий художник сам встречает меня здесь! Интерьер представлен картинами, мебелью, коврами, документами и прочими личными вещами, принадлежавшими Виктору Михайловичу. Они словно дышат им!»

Еще бы не так! Ведь дом в 1894 году прошлого столетия строился по проекту и под непосредственным руководством самого Васнецова (тогда переулок назывался Троицким в честь сохранившейся доныне деревянной церкви, куда, кстати, ходили и Васнецовы). Многие предметы обихода куплены им и его близкими, ими же посажены деревья и кустарники… А под прозрачным куполом, на втором этаже, была мастерская живописца. Здесь – картины-подлинники, которых вы больше нигде не увидите (многие по разным причинам долгое время были неизвестны никому, кроме специалистов; причины тут и политические, и воспитательно-нравственные – с точки зрения советской власти, разумеется).  

На первом этаже все сохранилось в том виде, как было при жизни Виктора Михайловича (а жил он здесь вплоть до своей кончины в 1926 году). Поражает любопытная конструкция системы отопления: нескольких печей, одна другой краше, связаны между собой причудливыми дымоходами… Разноцветные «поливные» изразцы просто бесценны. А самовары, иконы, домашняя утварь! Вплоть до шкафов и сундуков с одеждой. Ну и буфет, выполненный, будто сам дом, в виде терема. Кстати: вся мебель столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам Виктора Михайловича.

На втором этаже, в мастерской, огромные картины из сказочного цикла. Некоторые из них никогда не были предназначены для создания репродукций, уж больно жуткий, даже загробный какой-то дух от них исходит. Мосластая, по-настоящему злобная Баба-Яга уносит в чащу заледеневшего от ужаса ребенка… Витязь топчет ногами голых демонов… Это вам не те, привычные с детства, конфетные «Аленушка» и «Богатыри»! Здесь - редкие, необычные для Васнецова образы.

Но тут же, впрочем – картины 1890-х годов: «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Баба-Яга», «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный». Все вместе эти произведения названы художником «Поэмой семи сказок».

Былинная богатырская тема представлена полотнами «Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем».

И, конечно, «всяк, сюда входящий» зачарованно и благоговейно смотрит на гениально изображенного углем, прямо на стене, Ангела перед входом в мастерскую. Видимо, это личный ангел-хранитель художника… Как признавался сам Виктор Михайлович, этот дом с мастерской стал для него духовным пристанищем, ограждением от невзгод и вихрей той жизни, что бушевала за стенами. Здесь он обрел душевный покой и вдохновение.


МУЗЕЙ «УЗОРОВ НА ФАРТУШКЕ»

Еще его попросту называют единственным в мире музеем фартуков. Оказывается, есть и такой музей! И где же он, скажите на милость? В Беларуси, в деревне Бездеж Дрогичинского района Брестской области.

Непростая это деревня. Испокон веков славилась она на всю округу своими юными красавицами да рукодельницами. Ну, бывает такое вот необъяснимое природное чудо, совпадение немыслимое: когда и красавица, и рукодельница… В одном лице. И теле. Знамо дело, жениться на такой девушке – самая большая удача в жизни любого мужика, будь ты хоть князь, хоть пахарь. А потому очередь за невестами из деревни Бездеж в старые времена выстраивалась загодя: случалось, деды просватывали еще не родившихся внучек. Во как. Ну, а те, родившись, конечно же, изо всех сил старались не ударить в грязь лицом, укрепить вековую репутацию своей славной на всю округу деревни. То бишь – становились и красавицами, и трудолюбивыми рукодельницами. Собственно, им и посвящен музей, а не просто фартукам каким-то.

Оговоримся, впрочем. Речь идет не о тех фартуках, что нынешние стряпухи (и то не все) привыкли напяливать на грудь перед плитой. Фартушок, друзья мои, это важная часть белорусского женского национального костюма, в фартушках во многих частях Беларуси девушки и женщины ходили в гости вплоть до 80-х годов минувшего столетия! И полагалось рукодельнице вышивать свой фартушок диковинными узорами. Ни у кого и нигде не получалось это лучше, чем у красавиц из деревни Бездеж. И повсюду женщин и девушек из этой деревни узнавали не только по ослепительной красоте, но и по фартушку.


В старину у каждой жительницы Бездежа была как минимум дюжина самых разных фартушков на все случаи жизни, на всяк сезон, всякий большой церковный праздник. И обязательно – сделанных собственными руками, из домотканого полотна, вышитых цветными нитками. Как же получались такие нитки? Смекалистые и знающие свойства растений предки наши красили нити луковой шелухой, дубовой корой, ольховыми шишками, травяными отварами. Наконец, сажей.        

Теперь уникальная коллекция этого редкого вида народного творчества хранится в музее  «Бездежский фартушок». Самому древнему из дошедших до наших дней фартуку в экспозиции – более 130 лет. Приходите, приезжайте, любуйтесь, восторгайтесь. А кто-то, может, как в старину, и счастье свое найдет в этом заповедном краю… Но сначала, чур, в музей!

Александр Аннин

(Окончание читайте здесь)