Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

11.06.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Фото автора

Алексей Кубрин: Медико-биологические и технологические принципы разработки вакцин в России и Беларуси сходны

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства принял участие в международной белорусско-российской конференции «Коронавирусная инфекция: фундаментальные клинические и эпидемиологические аспекты. Социально-экономические вызовы здравоохранения»

В Москве и Минске в формате видеомоста прошла российско-белорусская конференция «Коронавирусная инфекция: фундаментальные клинические и эпидемиологические аспекты. Социально-экономические вызовы здравоохранения». По предложению Национальной академии наук Беларуси ее провела Российская академия наук, ученые обсуждали пандемию COVID-19 и пути выхода из нее. По словам заместителя Госсекретаря Союзного государства Алексея Кубрина, который участвовал в этом мероприятии, оказалось, что подходы научного сообщества двух стран к коронавирусу и борьбе с ним весьма близки.

- Алексей Александрович, конференция продолжалась почти три часа. Какие вопросы обсуждались?

- Основными были вопросы о том, как видит российско-белорусское научное сообщество борьбу с коронавирусом, с пониманием необходимости оценки, когда и как можно вернуться к нормальной жизни и взаимодействию между нашими странами. Для нас это имеет крайне важное значение. Объясню, почему. Союзное государство – это уникальное образование, в мире ничего подобного нет. Кроме прочих особенностей, между нашими странами практически нет границы. В результате того, что произошло, значительная часть населения, имеющая какие-либо интересы и контакты между Россией и Беларусью, была вынуждена поменять образ жизни. Особенно это касается российских и белорусских приграничных областей.

Это затронуло всех тех, кто занят в кооперационном производстве совместного российско-белорусского продукта – предприятий и их работников. Я уже не говорю о социальных аспектах – о перемещении родственников, друзей друг к другу. До пандемии у нас было постоянное перемещение в рамках медицинского, культурного туризма. Границы открыты, люди десятками тысяч ездили туда и обратно. И тут в одночасье все поменялось. В связи с тем, что у нас разные модели борьбы с коронавирусной инфекцией, граница оказалась закрыта.

Сейчас начинаются определенные послабления. И вопрос о том, как снова создать обстановку комфортного взаимодействия между гражданами России и Беларуси, нужно прежде всего рассматривать с точки зрения науки.

Именно наука сегодня является основным двигателем борьбы с коронавирусом как в России, так и в Беларуси. В первую очередь, научные методы определяют, как нужно бороться с этой инфекцией. И естественно, что такие разработки ускорят возможность максимально быстрого возвращения к комфортным условиям взаимодействия для граждан Союзного государства.

И от российской и белорусской академий наук выступали специалисты, которые этим направлением занимаются. Они говорили о предыстории пандемии, о том, как обстановка развивается сейчас, и о том, где нам находить максимально сближенные механизмы борьбы с этой инфекцией.

- Это было первое обсуждение коронавируса между учеными России и Беларуси? Ведь подходы к COVID-19 у них разнились…

- В таком широком формате, на уровне руководства академий наук, – да, это была первая такая встреча. Договорились о том, что, возможно, будет серия конференций.

Впрочем, ученые России и Беларуси взаимодействуют и без указаний сверху. Институты контактируют друг с другом, обмениваются информацией. И давайте внесем ясность: разнились правительственные модели борьбы с коронавирусом, а подходы к изучению ситуации и этой инфекции в научных учреждениях России и Беларуси весьма близки. Потому что у нас близки исходные условия.

- Можно ли сказать, что на этой онлайн-встрече удалось к чему-то прийти?

- На данном этапе к конкретным решениям прийти было нельзя по определению. Каждая сторона просто рассказала о том, что происходит, как каждому видится проблема коронавирусной инфекции.

- Расскажите вкратце, что как кому видится?

- Послушайте, я же не могу пересказать вам все доклады. Давайте я вам процитирую заголовок одного из них: «Разработка потенциальных ингибиторов коронавируса методами виртуального скрининга, молекулярного моделирования и химического синтеза». Еще зачитать?

- Ой, нет, не надо, все и так понятно …

- Вот такие доклады шли один за одним, каждый из которых интересен узким специалистам. А задача сформулировать идеологию, куда двигаться дальше, сегодня была только поставлена. Они ее друг другу и поставили. Сказали: из того, что мы сегодня обсудили, теперь необходимо сделать выводы о том, где наши модели близки, а в чем расходятся. И какие можно предложить механизмы, чтобы максимально ускорить возврат к нормальному комфортному сосуществованию граждан России и Беларуси.

- Есть понимание, как Постоянный Комитет Союзного государства может помочь в этом разговоре ученых? Вообще, какова роль Комитета в этих ингибиторах и синтезе?

Есть понимание, что Постоянный Комитет в ингибиторах ничем не может помочь. Но Постоянный Комитет может всячески содействовать в рамках своей компетенции. Наша совместная задача - от научных изысканий перейти к практическим вещам. И первый практический шаг должен быть такой: подготовить для Минздрава Беларуси и Роспотребнадзора предложения о разработке механизма скорейшего начала взаимодействия на общегражданском уровне.

Участники межакадемического сообщества России и Беларуси подтвердили: да, мы понимаем, это может быть одним из практических результатов нашей деятельности. Нужно подготовить обоснование того, чем отличаются модели борьбы с вирусом в России и Беларуси. Например, сказать, что и та, и другая модель, несмотря на различия в принятии мер, дают сходные результаты. В докладах с обеих сторон было обозначено: у нас относительное количество летальных исходов - одно из самых низких в мире. И в России, и в Беларуси.

То есть, несмотря на различные модели, наши результаты – одни из лучших на планете. Теперь нужно проанализировать, как вирус проник в Россию и Беларусь. Если окажется, что в Беларусь и Россию он попал по сходной схеме, то и меры выхода из коронакризиса у нас могут быть похожими.

- Наверное, опять задам дилетантский вопрос... Но не звучало ли на конференции слово «вакцина»? Не собираются ли ученые России и Беларуси разработать вакцину совместно?

- Да, опыт разработки вакцин в наших странах основан на одних и тех же медико-биологических и технологических принципах. Исследования идут и в России, и в Беларуси. Были договоренности о том, что мы обмениваемся информацией. Формальных решений о том, что вот такие-то научные институты будут разрабатывать вакцину совместно, не было, и потому на конференции этого не прозвучало. А то, что вакцина разрабатывается в одних и тех же, скажем так, научных правилах, участники конференции подтвердили. Так что эти работы и в России, и в Беларуси идут в одном и том же направлении. И самое главное, что в эти исследования закладываются исходные данные, выработанные в сходных технологиях.