Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Читальный зал. Размещается не для продажи

10.03.2020

Автор: Валентин БУГРОВ

Сборник «Оборона Ленинграда. 1941-1945. Документы и материалы»: в блокаде город не выживал, а сражался

Подавляющее большинство информации о том, как выживали оказавшиеся в блокаде территории, публикуется впервые

Казалось бы, чем больше времени прошло после события, тем меньше белых пятен должно остаться в истории о нем. 76 лет назад было прорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. О 872 днях, которые город провел в аду, написаны тысячи статей и книг. И вот под редакцией директора Российского государственного архива социально-политической истории Андрея Сорокина в свет вышел уникальный сборник. Он назван «Оборона Ленинграда. 1941-1945. Документы и материалы». Понятие «блокада» более распространено, но автор настаивает: город не просто был блокирован, не просто выживал, он активно оборонялся, а его жители активно работали по всем направлениям – военному, промышленному, культурному.

Говоря о драме и трагедии, мы часто забываем говорить о том, что именно город сделал для того, чтобы выстоять и победить. Понять это помогает 281 документ высших органов партийно-политического управления СССР в годы Великой Отечественной войны из РГАСПИ.

Отрывает сборник из 735 страниц посвящение гражданским и военным жителям Ленинграда и блокированной территории - незаслуженно редко говорится о том, что в окружение попали и 33 района Ленинградской области, где люди так же трудились, так же страдали и умирали от голода. Затем идут материалы, разделенные на семь тематических глав: «Положение на нашем фронте очень тяжелое» (документы о ситуации на Северо-Западном и Ленинградском фронтах), «Об эвакуации из Ленинграда» (сведения об эвакуации населения и промышленности), «Подать помощь Ленинграду» (информация о промышленном производстве в городе и строительстве коммуникаций через Ладожское озеро), «Об установлении новых норм отпуска продовольствия» (раздел посвящен вопросам продовольствия и состоянию сельского хозяйства в регионе), «О состоянии мобилизационной готовности» (факты, позволяющие понять положение в Ленинграде), «О формировании партизанских отрядов» (данные о партизанском движении в области). В последнем разделе «Таким образом» подведены итоги обороны Ленинграда через призму архивных источников.

Более 80% материалов вводятся в оборот впервые, хотя многие были рассекречены еще 15 лет назад. Нежелание общественных деятелей, публицистов и даже профессиональных историков работать с архивными документами Сорокин считает серьезной проблемой современной науки. Исследователи предпочитают заниматься произвольным интерпретированием и делать умозрительные заключения, а не обращаться к первоисточникам.

– У меня не было задачи «сказать новое слово» и «открыть всем глаза», - объясняет директор РГАСПИ. - Представленные документы прямо адресуют нам большое количество вопросов. Сверхзадача данной работы и заключается в том, чтобы, сформулировав эти вопросы, призвать всех, кто занимается историей обороны Ленинграда, совместными усилиями начать решать их.