19.10.2016
«Где искать прошедшее время? Только там, где оно прошло». Это понимал Пушкин, когда перед написанием своей «Капитанской дочки» отправился в заросшие ковылем степи Оренбуржья. Это понимает и Иванов, тоже проходящий всеми дорогами бунта вместе с читателем. Чем была пугачевщина для страны, пытается объяснить нам автор: крестьянским восстанием, итогом окончательно вышедшей из-под контроля казачьей вольницы? Или настоящей гражданской войной, в которой каждый сражался за свою собственную справедливость?
«Вилы» - наполовину художественное, наполовину документальное произведение. «Прирожденный писатель видит мир как текст, как истории, которые он способен рассказать», - сказал Алексей Иванов в одном из недавних интервью. При этом новая книга, как и все остальное у автора, несмотря на строгое следование фактам очень кинематографична. Перед глазами читателя словно на экране проходят картины эпохи. А персонажи, которые эту эпоху составляли, предстают не как абстрактные исторические личности из учебников, а живыми людьми со своими страхами и надеждами. Жаждущие установления своих порядков казаки, заморенные уральскими заводчиками крестьяне, болеющие за дело рабочие. Дворяне, по завету того же Пушкина, берегущие «честь смолоду» и другие представители знати - элиты, как называет ее Иванов - с готовностью присягавшие самозванцу.
«С пугачевщиной до сих пор много непонятного. Вернее, России многое непонятно с самой собою, а потому уже — и с пугачевщиной», - пишет автор. И он рассказывает нам о России — той, что была двести с лишним лет назад, но главное — о той, что мы видим сегодня.
Александра Егорова