Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Как отразится на России и Беларуси «историческая» сделка с Ираном?

Последствия от заключения этой сделки с Ираном проявятся в мировой экономике и геополитическом раскладе только в среднесрочной перспективе, когда с Ирана начнут снимать санкции

14 июля в Вене была заключена «историческая» сделка между Ираном и шестеркой международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания плюс Германия) по иранской ядерной программе. «Исторической» она является из-за того, что эти переговоры длились с переменным успехом последние 13 лет. Сделка также является «исторической» из-за своих региональных и глобальных последствий, трансформирующих международную среду и мировой энергетический рынок. Свое влияние она окажет и на постсоветское пространство, особенно на Россию. В том числе косвенный эффект от этой сделки ощутит на себе и Беларусь.

Итак, главный смысл сделки состоит в том, что в обмен на ограничения своей ядерной программы Иран получает поэтапную отмену международных и ряда односторонних санкций. Международное сообщество же за счёт специальной системы ограничений и контроля за иранской ядерной программой лишает Иран возможности создать ядерное оружие. С этой целью накладывается жесткая система ограничений на возможность обогащать запасы уранового сырья, а также исключается возможность производства оружейного плутония.

В предверии и на фоне новостей из Вены стоимость фьючерсов на нефть марки Brent опустились ниже $57 за баррель. А «нефтяная корзина» опустилась ниже $55 за баррель. Приблизительно на таком же уровне она находится и по сей день. По сути, мировой нефтяной рынок заранее начал готовиться к положительному исходу сделки по иранской ядерной программе.

Однако последствия от заключения этой сделки с Ираном проявятся в мировой экономике и геополитическом раскладе только в среднесрочной перспективе, когда с Ирана начнут снимать санкции.

Ожидается, что к концу этого – началу следующего года с Ирана будет нефтяное эмбарго. Выход иранской нефти на мировой нефтяной рынок создаст дополнительное давление на цену на нефть за счёт увеличения предложения, которое итак на сегодняшний день больше спроса на 1,5 – 2 млн баррелей в день. Несмотря на это ОПЕК не собирается пересматривать квоты по добычи нефти. В этих условиях, по оценкам экспертов, цена на нефть может вновь обвалится до 40 – 45 долларов за баррель. И это еще оптимистический прогноз. Вероятнее всего, в борьбе за долю потерянного рынка Иран будет демпинговать, и цены могут просесть еще ниже. А с учетом масштабных планов Тегерана по расконсервированию своей нефтедобывающей промышленности, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций и технологий, цена на черное золото вряд ли восстановиться в ближайшее десятилетие, особенно с учетом планов Ирана к 2018 году нарастить добычу до 5,7 млн баррелей в сутки.

Падение цены нефти до уровня 55 – 60 долларов за баррель уже оказало свое негативное воздействие на экономики постсоветского пространства, особенно России. С учетом высокой зависимости белорусской экономики от российской падение цены на нефть до $40 за баррель еще больше усугубит кризисные тенденции в экономиках двух стран, которые наблюдались на протяжении этого года. Согласно сделанным Moody’s в начале этого года оценкам, снижение темпа прироста российского ВВП на 1% вызывает снижение роста ВВП Беларуси на 0,63%. Однако по итогам этого года может оказаться, что это соотношение будет стремиться приблизиться один к одному.

Ранее Министерство экономического развития России продемонстрировало, что при цене нефти в $40 за баррель падение ВВП России составит 5% в 2015 году. При этом предполагалось, что уже в 2016 году Россия восстановит рост ВВП при условии, что цены на нефть начнут повышаться до уровня 70 – 80 долларов за баррель. Однако исходя из последних событий, связанных с заключением сделки с Ираном, это сверхоптимистичный сценарий. По прогнозам аналитиков ЦМИ Сбербанка, низкие цены на нефть не позволят России выйти из рецессии в ближайшие два года.

Действительно, не стоит ожидать восстановления цены на нефть на мировом рынке при условии, если не случится серьезного военно-политического кризиса на Ближнем Востоке. К сожалению, данная возможность сохраняется в связи с нарастанием напряженности между Ираном и его геополитическими оппонентами – Израилем и Саудовской Аравией. К тому же в силу очевидных негативных экономических последствий для российской экономики в России существует партия, готовая способствовать срыву реализации сделки с Ираном.

Несмотря на свое позитивное значение для мира, «историческая» сделка с Ираном несет существенные макроэкономические шоки для развития экономик постсоветского пространства. Продолжающаяся рецессия российской экономики неминуемо негативно скажется на перспективах роста экономики Беларуси. К тому же, судя по всему, это приведет еще и к существенному сокращению возможностей России по кредитно-финансовой поддержке белорусской экономики, что можно наблюдать уже в этом году.

К возможному серьезному падению цены на нефть нужно добавить еще несколько внешнеэкономических шоков для России в ближнесрочной перспективе, которые также негативно отразятся на белорусской экономике – кризис в Греции и риск ее выхода из еврозоны, замедление экономического роста в Китае, повышение ставки ФРС США и как следствие укрепление доллара, а значит и дополнительное снижение цен на золото и нефть.

Вряд ли это приведет к катастрофическим последствиям, но возможный негативный эффект для экономик России и Беларуси уже очевиден. А это значит, что к негативным сценариям нужно начинать готовиться уже сейчас.

автор: Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь)

Источник: soyuz.by