Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

11.12.2014 Упиваясь собственной силой

Вот уже более десяти лет американские солдаты остаются заложниками печального парадокса. Несмотря на беспрецедентное глобальное доминирование Соединенных Штатов, позволяющее с легкостью усмирять противников, они ведут непрерывные боевые действия, длительность которых не имеет аналогов в национальной истории.

Ни одна страна, и уж тем более Россия, которую сегодня Запад обвиняет в неких агрессивных замыслах, себе такого не позволяет. А «оплоту демократии», как позиционируют себя Соединенные Штаты, это не зазорно. «Сегодня бомбежки – более действенное средство благодаря созданию высокоточных боеприпасов, которые позволяют уничтожать цели на большом расстоянии с меньшим риском и низким процентом побочных разрушений. Удары с воздуха могут преследовать исключительно карательные цели», – рассуждает на грани циничности американский журнал «Форин афферс», говоря об операциях в Ираке и Афганистане, где, как известно, от американских бомбардировок гибли ни в чем не виновные люди.

- Честно говоря, эти публикации, да и ряд других, заставляют удивляться: как можно сегодня, в XXI веке, столь открыто и откровенно писать о том, как США прибегают, порой бездумно, что не скрывается, к военной силе во имя своих экспансионистских целей. При этом издание предупреждает, что сами по себе удары с воздуха не обеспечивают достижения стратегических целей, - отмечает военный эксперт Владимир Кузарь. - Они срабатывают только в тех случаях, когда наносятся для поддержки наземных боевых действий.

«Соединенным Штатам пора, – цитирует эксперт «Форин афферс», – переключиться на планирование межгосударственных войн с помощью обычных вооружений. Первостепенной задачей США должна быть защита давнишних союзников в Европе и Азии. Она во многом ушла из повестки дня, когда «холодная война» уступила место долгой передышке в плане возможных конфликтов между крупными державами… Четверть века Вашингтон мог себе позволить заниматься второстепенными и третьестепенными вызовами: государства-изгои, малые войны, террористы, миротворческие операции и гуманитарная помощь. Но настала пора сосредоточиться на первостепенных угрозах. Россия вернулась на мировую авансцену, а Китай играет мускулами. Эти потенциальные противники способны не только причинить ущерб союзникам, но и нанести колоссальный урон самим США».

- И в этих выводах заключается квинтэссенция всех последних публикаций в американских СМИ, посвященных применению вооруженных сил США для продвижения американских интересов, - подчеркивает Владимир Кузарь. - Дело в том, что с недавних пор стратегия США в вопросах внешней политики начала меняться. На протяжении почти 70 лет она во многом определялась необходимостью обеспечения энергетической независимости, что в свою очередь требовало гарантированного доступа США к нефти залива. Однако благодаря стремительному росту добычи сланцевого газа и нефти из битумного песка эта задача как бы отпала сама по себе, а вместе с ней и обязанность сохранять на Ближнем Востоке постоянное американское военное присутствие.

Поэтому, продолжая вмешиваться в дела региона до тех пор, пока, по словам Барака Обамы, различные силы в нем не придут к согласию относительно политики инклюзивного развития без победителей и побежденных, Вашингтон сферу новых жизненно важных интересов США переносит на Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом делает упор на Китай, не выпуская из своих объятий и Россию, так как считает, что именно эти две страны способны противостоять американской политике доминирования в мире. Задача, которую Америка ставит перед собой, состоит в том, чтобы как минимум держать Россию и Китай под своим контролем и как максимум ослабить их возможности давать отпор Соединённым Штатам и помешать объединению их усилий.

- Интересно, что при выстраивании отношений с Россией администрация Обамы, особо не мудрствуя, взяла за основу политику Буша-младшего. А она, как известно, состояла в том, что у России нет никаких законных прав утверждать свой приоритет в странах бывшего Советского Союза и что у США есть права на развитие двусторонних отношений с любой страной и на расширение НАТО по своему желанию, - отмечает Владимир Кузарь. - И даже когда Вашингтон объявил о перезагрузке отношений с Россией, выяснилось, что стороны смотрят на вещи по-разному. Если в нашей стране считают период, последовавший за развалом Советского Союза, экономической и геополитической катастрофой, то, по мнению американцев, это были «наиболее благодатные» для России времена. Более того, они все еще ждут, что Россия вернется к шаблонам 1990-х годов, и верят: если Москва не сделает этого, то страна развалится.

Так во всяком случае утверждал в 2009 году в интервью газете «Уолл стрит джорнэл» вице-президент Джо Байден, назвавший Россию «слабым государством» и заявивший, что у неё нет иного выбора, как «подчиниться Западу». Когда же этого не произошло, Вашингтон прибегнул к излюбленной стратегии «силового переламывания», когда для подчинения своему влиянию какой-либо страны он использует все средства, вплоть до применения вооружённых сил. Именно на это направлен взятый Соединенными Штатами курс на международную изоляцию нашей страны, подрыв её экономики всевозможными санкциями. Причем, шантажируя европейских союзников «рукой России» в украинском конфликте, США заставили их поддержать и санкции против нашей страны, и наращивание военных возможностей НАТО. В результате такой политики ситуация на континенте откатилась к временам «холодной войны» и все больше тяготеет к прямому противостоянию сторон.

К этому же может привести и антикитайская политика США, хотя отношения между ними складываются пока несколько иначе. Тем не менее в Вашингтоне не скрывают, что именно КНР представляет большую потенциальную угрозу американским интересам. Ведь Китай уже не только главный кредитор, но еще и главный мировой производитель и экспортер. Его экономические интересы теперь повсюду, а его стратегия проникновения и завоевания ведущих позиций на других рынках оказывается намного эффективнее американской.

- При этом рычагов влияния на Пекин у Вашингтона все меньше и меньше. Но это не значит, что он не будет пытаться их восстановить. Американцы уже действуют по отработанной схеме: страну стремятся раскачать изнутри, вспомним события в Гонконге, а вне ее пытаются сколачивать антикитайские блоки и союзы типа неудавшегося транстихоокеанского партнёрства – подчеркивает эксперт - Параллельно идет перегруппировка американской военной мощи в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как отмечает Владимир Кузарь, политики в Вашингтоне пока еще не пришли к однозначному мнению относительно того, какие обстоятельства могли бы оправдать войну с КНР или Россией и стоит ли использовать вооруженные силы для наземной операции против «Исламского государства», но американское общественное мнение, судя по приведенным выше публикациям, уже готовят к тому. В свою очередь военачальники США не перестают думать о том, как ее вести. Так, 15 октября была обнародована новая «Операционная концепция армии США: победа в сложном мире», в которой прямо указывается, что США рассматривают Россию вместе с Китаем в качестве потенциального инициатора будущего военного конфликта.

- А посему делается вывод: для противостояния им, а также другим сильным противникам в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, возросших доступности и распространенности разрушительных по своей мощи вооружений и иных средств ведения боевых действий, усиления экстремистской, террористической и иных угроз армия (сухопутные силы) США нуждается в обновлении системы подготовки, материально-технического снабжения, тактических действий, комплектования и управления, - резюмирует эксперт, - Именно это подчеркивает начальник штаба армии генерал Реймонд Одьерно, утверждая, что США необходимо быть более гибкими, более адаптированными к меняющимся условиям. Необходимо быстрее прибывать на место. Необходимо создавать новые возможности для понимания экономических, политических и культурных условий на местах. Необходимо быть готовыми к действиям по всему миру.

Олег Горупай