Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

28.08.2014 Рейтинг – какой он?

В том, что белорусский народ относится к оппозиции не с душой, все давным-давно убедились. Это показывают и социологические опросы, и результаты выборов: будь то выборы в местные советы, парламентские или президентские. Например, на президентских 2006 года за единого кандидата от оппозиции Александра Милинкевича проголосовали 6,1 процента избирателей, а за кандидата от Белорусской социал-демократической партии «Громада» Александра Козулина и того меньше – всего 2,2 процента. На выборах 2010 года из числа оппозиционных кандидатов наибольшее число голосов собрал представлявший так называемую гражданскую кампанию «Европейская Беларусь» Андрей Санников – 2,43 процента, кандидат от Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук – 1,98 процента, а кандидат от движения «За свободу» Григорий Костусев – 1,97 процента.

Тридцать самопровозглашенных мудрецов

О кандидатах от партий, движений обычно судят по программам этих структур. И по тому, согласен народ с этими программами или нет. Реальный рейтинг кандидатов от оппозиции невысок прежде всего потому, что программы партий или движений, которые они представляют, чаще всего тусклы, неубедительны и у многих не вызывают доверия.

Недоумение вызывают уже сами оппозиционные лозунги, призывы и воззвания. Взять хотя бы название движения «За свободу». Позволительно спросить: о чьей свободе идет речь? О свободе заключенных, что ли? Но не о свободе же белорусского народа, потому что все знают: республика наша стала свободной после завершения крупномасштабной наступательной операции «Багратион» еще в 1944 году. А в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР, который воспринимается всеми как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти. Вот люди и недоумевают, какой же еще свободы не хватает господину Милинкевичу и его команде?

Созданное Милинкевичем движение борется не только свободу, которой им якобы не достает, но и стремится построить в Беларуси правовое государство. Все это не может не вызывать у избирателей удивления. О строительстве правового государства идет речь, если оно уже построено, о чем прямо записано в первой статье Конституции Республики Беларусь?

Основатели движения «За свободу» в числе своих стратегических целей называют интеграцию Беларуси в Европейский союз. Сформировали даже некий «Совет европейской интеграции». Инициатор его создания Милинкевич разъясняет: это не новое общественное объединение. Это «совет мудрецов». Зачем эти тридцать самопровозглашенных мудрецов, фамилии которых, кстати, никому ни о чем не говорят, стремятся навязать белорусам евроинтеграцию – они внятно объяснить не хотят. Твердят лишь, что это ценность.

Примечательно и то, что эти «мудрецы» выступают против некой «зависимости» Беларуси от России. В чем и как такая зависимость проявляется, тоже не поясняют. Если речь идет об энергетической зависимости, то тут выступай – не выступай – ничего не изменишь. Она была и будет. Ведь не только Беларусь, но и Польша, Германия, и добрая половина государств Евросоюза зависимы от российских углеводородов. Это к вопросу о том, с кем лучше интегрироваться.

Ведь интеграцию государства осуществляют для того, чтобы создать новый уровень надгосударственного управления, общие социальные институты или новый политический центр, которые должны координировать работу правительств. Для того чтобы повлиять на поведение людей посредством установленных общих правил.

Вот только «мудрецы» из команды Милинкевича не способны никому растолковать, почему создавать с Брюсселем общие социальные институты – это хорошо, а с Москвой – плохо.

Всеми своими действиями движение «За Свободу» демонстрирует, что экономические интересы государства ему чужды. Оно инициировало шумную кампанию против строительства в Беларуси АЭС. А гражданам Беларуси, избирателям, не нужно объяснять, в чьих интересах такая кампания была начата. Явно не в интересах энергетической безопасности Союза Беларуси и России, а в коммерческих интересах Евросоюза.

Складывается впечатление, что это движение слепо действует под диктовку Запада и мнениями, настроениями белорусов совершенно не интересуется. Например, оно активно поддержало группу нарушавших законы белорусских сектантов. А если точнее – белорусский филиал одной из американских деструктивных сект. И тем самым вызвало недовольство белорусских православных, которых в стране большинство. Можно ли после этого рассчитывать на доверие со стороны белорусских избирателей?

В плену заблуждений

Если программа движения «За свободу» не выдерживает никакой критики из-за своей примитивности, то следует отметить, что над программой Объединенной гражданской партии поработали куда более основательно. Но и тут результат все равно не утешителен: не поддерживает народ ее представителей на выборах в органы власти.

Пространный текст программы состоит из двух структурных частей. В одной безудержно критикуют действующую власть. И суды в Беларуси якобы плохие, и милиция ленивая, и чиновники сплошь бюрократы, и зарплаты низкие, а цены высокие... В другой части сообщают, что, придя к власти, сделают, чтобы исправить ситуацию: сократят численность Вооруженных Сил, большие белорусские государственные предприятия заменят на малые частные иностранные и тому подобное.

Читаешь такую программу, и голова кружится от этих прожектов. А если заняться ее анализом, то становится понятно: сей текст предназначен для того, чтобы внушить обывателю немудреную мысль – плохо ты живешь, дядя, но можешь жить хорошо, если мы к власти придем и сделаем тебя счастливым.

Зачем же этим либерал-консерваторам власть? Объясняют так: «Нам мешает авторитарная государственная машина. В начале XXI века Республика Беларусь по-прежнему остается в рамках авторитарного государства, в котором не соблюдаются фундаментальные права и свободы человека, принципы парламентаризма, верховенства».

Авторитарный – значит основанный на подчинении власти. Как видим, об авторитарности рассуждает политическая сила, которая сама рвется к власти. Тут и возникает вопрос, а сами-то они, деятели ОГП, разве не рассчитывают на то, что, придя к власти, подчинят себе страну, народ и начнут навязывать всем свою либерально-консервативную идеологию?

В скомпилированной программе своей партии они демонстрируют распространенную ошибку, свойственную всем оппозиционным силам: себя пропагандируют как мудрейших и честнейших, действующую власть укоряют в нечестности, а народ представляют толпой, которой можно внушить все, что вздумается. Ошибка эта – и есть причина низкой популярности оппозиционных деятелей. Народ, каким бы оппозиционные политики его не считали, в основной массе своей мудр и без подсказок политических неудачников способен делать выводы. Самостоятельно.

В погоне за властью

Конечно, деятели оппозиции понимают, что шансы придти в Беларуси к власти путем демократических выборов у них ничтожно малы. Потому радикальное крыло оппозиционных партий и движений не оставляет надежды, используя сценарий цветной революции, сделать это силовым путем.

Понимают они и то, что дестабилизировать ситуацию в стране непросто, нужен очень весомый повод. Применяют старый, поскольку ничего нового не изобрели: запускают слух о якобы имевшей место «фальфикации» при подсчете голосов на президентских выборах. Ссылаются при этом на некий социологический опрос.

На выборах 2006 года собрание представителей нескольких оппозиционных партий и движений – так называемый «конгресс демократических сил» – выдвинуло единого кандидата от оппозиции. Им стал Александр Милинкевич. Именно с его именем связана грандиозная предвыборная афера, собравшая на Октябрьской площади восьмитысячную толпу.

Несмотря на то, что социологи предсказывали Милинкевичу всего 16,8 процента голосов, политик не стеснялся во всеуслышанье заявлять о своем грядущем потрясающем успехе. Почти за месяц до выборов он самоуверенно заявил: «Мы никому не дадим права украсть нашу победу».

Причина его самоуверенности раскрылась позже, когда в офисе незарегистрированной минской организации «Партнерство» был проведен обыск, в ходе которого изъяли заполенные бюллетени в ходе эксит-полла – процедуры опроса граждан, проведенной якобы вильнюсским представительством американской социологической службы «Гэллап» на выходе из избирательных участков после голосования. Согласно этим бюллетеням, Александр Милинкевич набрал 53,7 процента голосов избирателей, а Александр Лукашенко — 41,3 процента. Что самое интересное: бюллетени были найдены в феврале, а дата на них стояла – 19 марта, то есть дня еще не состоявшихся выборов. Понятно, что не проводили на момент заполнения бюллетеней и эксит-полла. То есть все они фальшивые.

Пойманный за руку кандидат в президенты, не стал прикрываться святой невинностью и заявлять: «Я – не я и лошадь не моя». И убеждать, мало ли кто и где заполняет какие-то бюллетени. Но слушок о том, что в предвыборной гонке лидирует якобы Милинкевич, уже пополз по городам и весям, и опровергнуть его кандидат не торопился. Ведь машина цветной революции в Беларуси была уже запущена, за что немалые деньги были получены, распилены и потрачены.

Сценарий «революции» был подготовлен классический: после того как Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов официально огласит результаты, незарегистрированная неправительственная организация «Партнерство», якобы осуществлявшая параллельное наблюдение за выборами, публично объявит их итоги сфальсифицированными. Команды оппозиционных кандидатов созовут людей на площадь. В толпе приведут в действие взрывные устройства, начнется паника и давка. А из мегафона тем временем раздадутся обвинения в адрес властей, людей призовут к погромам зданий государственных органов и захвату вокзала. Цель – парализовать жизнь государства. Из Грузии и стран бывшей Югославии должны приехать опытные инструкторы.

К счастью, правоохранительным органам удалось сорвать этот план. Была задержана группа граждан Грузии. Один из задержанных признался, что проходил обучение в лагере объединения «Кмара». Экзамены принимали полковник службы безопасности МГБ Грузии и американские инструкторы.

Милинкевич, невзирая на разоблачение фальшивых бюллетеней опроса, все-таки призвал людей собраться 19 марта на митинг. Особенность таких протестных митингов, в какой бы стране они не проходили, в Киргизии ли, Беларуси или Грузии заключается в том, что в них участвует обычно в тысячу раз меньше людей, чем в стране зарегистрировано избирателей. То есть на каждую тысячу нормальных, вменяемых, способных принимать самостоятельные взвешенные решения людей приходится один, зомбированный западной пропагандой – этакая жертва информационной войны. Когда подобные «зомби» собираются на площади, возникает эффект огромной толпы и происходит оптический обман, которым пользуются операторы западных телекомпаний. В объектив попадает людское море, и у зрителя может сложиться впечатление, будто на площадь в единодушном порыве устремилась чуть ли не вся страна. На самом же деле людей на площади не так уж и много. Это даже не один процент электората… Но впечатление на телезрителя картинка все равно оказывает. И начинает казаться, что цифры, которые приводит Центризбирком о результатах выборов, не верны. Этим провокаторы и пользуются.

Так было и в Минске. Один из оппозиционных кандидатов вещал через мегафон: «Люди, вы свободны! Вы больше ничего не боитесь. В Беларуси на самом деле произошла революция. Больше никто никогда не заставит нас стать на колени. Мы — свободные люди!». Такого беспрецедентного давления и агрессивного антинародного поведения оппозиции новейшая история Беларуси еще не знала.

Нечто подобное было и на президентских выборах 2010 года. Накануне оппозиционный кандидат Андрей Санников призывал избирателей собраться на площади. Зачем? Ответ был незамысловатый: соберемся, а там как получится.

Получилось скверно. На площади собрались около 10 тысяч человек. Центризбирком еще не успел объявить результаты выборов, как был пущен слух, что они будут сфальфицированы из-за якобы имевших место нарушений. События те у многих свежи в памяти: группа провокаторов пыталась взять штурмом Дом правительства, разбив при этом стекла и выломав дверь. В результате массовых беспорядков было задержано более 700 человек.

Радикалы готовятся к самовыражению

Все меньше времени остается до президентских выборов 2015 года. Все чаще произносится слово «выборы» и в лагере оппозиции. У самых радикальных господ оно вызывает нервную дрожь и истерику.

Отвечая корреспонденту сайта «Хартия'97» на вопросы, связанные с предстоящими президентскими выборами, режиссер Юрий Хащеватский ведет себя явно не по-режиссерски. Он ругает свою страну, в которой, по его мнению, слишком много милиционеров. Интервью его преисполнено ненависти и экстремизма. Он постоянно срывается на ругань, его речь пестрит такими словами, как «диктатура», «репрессии», «бойкот», «режим», и выражениями «хорошенько дать по шее», «плюнуть в морду». Он называет важнейшее в жизни страны событие «глупым спектаклем», намекает на то, что в стране наступило время Калиновских и Костюшко, прозрачно намекает на небходимость в стране кровавого восстания, призывает белорусов «пробудиться» и «проснуться», идти не на выборы, а на площадь. Заверяет, что «ждать осталось недолго», клеймит позором белорусов за то, что не все выходят митинговать на площадь.

Ту же лексику, что и выразитель оппозиционных идей режиссер Хащеватский, используют, те же идеи озвучивают в своих выступлениях и некоторые оппозиционные политики, чья популярность стремится к нулю. Судя по всему, эти возмутители общественного спокойствия будут пытаться проявить себя не с лучшей стороны и на выборах-2015.

Владимир Кожевников