Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

19.03.2021

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

100-летие Рижского договора: Польские политики во все времена рассматривали Беларусь как свою колонию. Часть 2

Продолжение интервью обозревателя журнала «Историк», доктора исторических наук, члена научного совета Российского военно-исторического общества Олега Назарова. Он рассказал нашему сайту о том, почему после советско-польской войны 1919-1920 годов белорусам 19 лет пришлось жить в двух государствах. А также о том, какие уроки можно извлечь из этого периода

Фото: Рижский договор содержал статью, обязывающую Польшу обеспечить русским, украинцам и белорусам «свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов»

- Олег Геннадьевич, первую часть мы закончили на том, что некоторые белорусы возлагали на Польшу, которой отошли земли западной части страны, большие надежды. Думали, что она поможет воссоздать независимое, суверенное, процветающее белорусское государство. Но их постигло разочарование. Какие действия шляхты привели к этому?

- Очень скоро стало ясно, что проекты государственного и общественного устройства, которые реализовывали РСФСР с одной стороны и Польша - с другой, отличались, как день и ночь. Такой пример: за 8 дней до подписания Рижского мирного договора, во время работы X съезда РКП(б), нарком по делам национальностей Иосиф Сталин заявил, что «существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского». И Советская Россия проводила последовательную политику, основанную на этом принципе.

В то же время Рижский договор содержал статью, обязывающую Польшу обеспечить русским, украинцам и белорусам «свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов». Но этот пункт поляки саботировали вплоть до 1939 года, весь межвоенный период.

Отношение польских политиков к белорусской идентичности было принципиально иным. Юзеф Пилсудский, начальник государства Польского (так называлась его должность), делил народы на «исторические» и «неисторические». Нетрудно догадаться, что белорусов он относил к неисторическим. Он этого не скрывал, и мне странно, почему белорусская интеллигенция, стремящаяся в Европу, пропускала это мимо ушей. Например, 1 февраля 1920 года Пилсудский выступал в Вильно и пообещал, что никаких политических уступок «в пользу белорусской фикции» делать не станет. И своё слово сдержал. После смерти Пилсудского в 1935 году его политические наследники продолжили и ужесточили репрессивную политику в Западной Белоруссии и Западной Украине.

3.jpg

- Какие планы были у польских властей на «всходние кресы» - восточные окраины?

- Говоря коротко – тотальная полонизация. На белорусские земли поляки смотрели как на колонию, источник сырья и дешевой рабочей силы, а так же как на рынок сбыта польской промышленной продукции. Думаете, что-то изменилось? Ничего! Если Беларусь, не дай Бог, попадет под контроль Польши и стран Запада, белорусская промышленность тут же пойдет под топор. Может быть, не вся, но 95% промышленных предприятий точно будет ликвидировано. Достаточно посмотреть, что произошло с промышленностью стран Восточной Европы и Прибалтики.

Но вернемся на 100 лет назад. Польская элита отрицала право белорусов не только на собственную государственность, но даже на автономию. Любое отклонение от «польскости» со стороны белорусов они трактовали как рецидив русификаторской политики царской России. Вообще, польские политики спорили между собой по многим вопросам, но в отношении к белорусам они проявляли редкое единодушие. Для поляков белорусы были «этнографическим материалом», который нужно проглотить и переварить. То есть сделать так, чтобы через несколько поколений от белорусской нации и следа не осталось. Например, жителей Полесья в Польше считали не украинцами или белорусами, а отдельным этносом - полешуками. В силу слабой выраженности этнической идентичности они должны были подвергнуться полонизации в первую очередь.

- Такое возможно, как вы думаете?

- В истории человечества таких случаев огромное количество. Целые народы, которые, как мы знаем, существовали, потом исчезли или растворились в других этносах.

На бытовом уровне отношение к белорусам было просто варварским. Для польских помещиков и чиновников белорусы были в лучшем случае людьми второго сорта. А то и вовсе не людьми, а «быдлом». То есть скотом. Впрочем, иногда к скоту польские помещики относились лучше, чем к работавшим на них белорусам. Примерно такое же отношение было к белорусам со стороны королевской власти и шляхты во времена Речи Посполитой (она возникла в результате унии 1569 года между Польшей и Литвой и прекратила существование в 1795 году). Так что за столетия мало что изменилось. Сейчас в Польше об этом молчат, что понятно. А вот белорусам забывать печальные факты своей истории не стоит.

4.jpg

Юзеф Пилсудский, начальник государства Польского (так называлась его должность), делил народы на «исторические» и «неисторические»


 - В каких областях общественной жизни белорусская идентичность пострадала больше всего?

- Наибольший ущерб был нанесен в сфере образования и культуры. Количество учебных заведений, где можно было учиться на белорусском языке, постоянно сокращалось. К сентябрю 1938 года не осталось ни одного. В Варшаве прекрасно понимали, что полонизировать проще неграмотное население, которое не имеет представлений о своих корнях и истории.

Сильно пострадала православная церковь: польские власти считали ее одним из главных врагов. Дошло до того, что на защиту верующих встали большевики. Я процитирую ноту Народного комиссариата иностранных дел РСФСР от 22 июля 1922 года: «Вопреки ст. 11 Конституции от 17 марта 1921 г. и ст. VII Рижского договора, которыми Правительство Польской Республики гарантирует свободу вероисповедания всем жителям страны, православное население в Польше подвергается неслыханным гонениям и притеснениям».

Одной из показательных акций стало разрушение в Варшаве православного собора Александра Невского. Были стерты с лица земли православные храмы в Гродно и Белостоке – под предлогом того, что эти здания не вписываются в планы развития городов. Кирпичи разрушенного в Гродно храма власти использовали для строительства зоопарка.

В провинции православные церкви насильно передавались католической. К июню 1936-го в костёлы было превращено более 1300 православных храмов. И это только в этнически белорусских регионах.

- Как в Западной Беларуси восприняли воссоединение в 1939 году?

- Основная масса населения считала это освобождением. Народ ликовал. Сейчас Польша пытается представить дело так, что белорусы чуть ли не рыдали. Почему же тогда польские военные предпочитали сдаться Красной Армии, а не попадать в руки белорусских крестьян? Потому что красноармейцы защищали их от мести и расправы со стороны ненавидевших поляков белорусских крестьян. Сравните это с 1941 годом, когда белорусские семьи прятали раненых красноармейцев, рискуя собственной жизнью и жизнью своих семей. Ничего подобного по отношению к польским военным и близко не было, никто не собирался их укрывать. А ведь 1939-й и 1941-й годы разделяет всего два года.

- Сегодня Польша, и вообще Запад, не оставляет попытки оторвать Беларусь от России. Есть ли основания полагать, что в случае успеха политика и отношение к жителям Беларуси у Польши будет иной?

- Нет, ничего другого ждать не приходится. Очевидно, что сегодня белорусскому народу брошен вызов. Под вопрос поставлены суверенитет и территориальная целостность Республики Беларусь. «Цивилизованный» Запад готов на всё, он показал это в прошлом году. О том, как «светлое будущее» готовят белорусам США, Польша и весь коллективный Запад, можно судить как раз по опыту межвоенного периода и нынешней ситуации на Украине. В 1920-х годах поверившая полякам белорусская интеллигенция испытала глубокое разочарование. Такое же разочарование ждет белорусов и сегодня - в случае прихода к власти прозападных сил. Их руками Соединенные Штаты, превратившие страны Восточной Европы в свой протекторат, будут мстить белорусскому народу за то, что Республика Беларусь долго сохраняла суверенитет и проводила самостоятельную политику. Давление и репрессии Запада будут сильными. Надеюсь, что братский белорусский народ не поддастся на провокации прозападных сил и не допустит развития событий по украинскому сценарию. А такая угроза существует.