Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

02.03.2020

Автор: Владимир ПЕРЕКРЕСТ

Алексей Ботян: Родился в Польше, воевал за СССР, выдавал себя за чеха, а оставался белорусом

О неизвестных подробностях жизни легендарного советского разведчика рассказал его родственник и односельчанин, бывший сотрудник МИД Республики Беларусь Михаил Ботян

На днях польские националисты устроили чудовищную и грязную провокацию. Одни, одетые в форму красноармейцев, имитировали расстрел мирных жителей, другие исправно играли роль этих «жертв». Спектакль в стиле известного фашистского драматурга Геббельса проходил в центре Кракова, на глазах у сотен иностранных туристов.

А ведь на самом деле, если бы не Советский Союз, Краков был бы стерт с лица земли: в январе 1945-го командование отступавших немецких войск планировало взорвать плотину и затопить город, чтобы задержать продвижение Красной Армии. Лавина воды смела бы начисто все эти исторические памятники, посмотреть которые приезжают сейчас туристы со всего света.

И ничто не помешало бы осуществиться этому замыслу, если бы не советский разведчик Алексей Ботян.

Кто вы, «майор Вихрь»?

В конце 1944 года его группе удалось захватить немецкого военного инженера — этнического поляка Зигмунда Огарека. Тот рассказал, что в Ягеллонском замке в окрестностях Кракова немцы устроили мощнейший склад боеприпасов. Снаряды поставлялись на фронт, а самое главное — боезапас предназначался для минирования Рожновской плотины и мостов через реку Дунаец. Взрыв плотины привел бы к тому, что вода хлынула бы в город, затопила его и стала преградой для дальнейшего продвижения советских войск.

В результате сложной многоходовки, продуманной Ботяном, перевербованный инженер устроил на склад польского подпольщика-антифашиста, который пронес в замок мину с часовым механизмом, и разведчики привели ее в действие. Взрыв прогремел 18 января 1945 года рано утром. А на следующий день в Краков вошли передовые части маршала Ивана Конева.

- По уцелевшим мостам, по не затопленной местности Красная Армия беспрепятственно вошла в Краков. Его спасение - самое важное, что я сделал в жизни, - рассказывал позже Алексей Ботян.

Эта операция легла в основу советского фильма «Майор Вихрь», снятого по одноименному роману Юлиана Семенова.

У киношного «Вихря» — три реальных прототипа. Как минимум три советские диверсионные группы действовали в конце 44-го - начале 45-го в окрестностях Кракова. Но книга и фильм появились в середине 60-х, в то время Ботян еще находился на оперативной работе и какие задания выполнял, только избранным сотрудникам Службы внешней разведки известно — гриф секретности с того периода до сих пор еще не снят. А тогда и подавно его имя не могло быть упомянуто. Поэтому, когда после показа фильма вся страна стала интересоваться, кто же такой «майор Вихрь», общественности был представлен участник другой группы, действовавшей в том же районе, — Евгений Березняк. Имя Алексея Ботяна было рассекречено только в 2005 году — когда герою было 88 лет.

Под грифом «Секретно»

Алексей Ботян - человек необыкновенной судьбы и огромной жизненной силы. Родился на территории современной Беларуси, в деревне Чертовичи — тогда эта земля принадлежала Польше. В 1939 году, когда Германия напала на Польшу, воевал в войсках противовоздушной обороны — его зенитный расчет подбил три немецких самолета. После капитуляции Польской армии перешел на территорию СССР, был направлен в лагерь для польских военнослужащих. Неизвестно, как сложилась бы там его судьба, но по дороге сбежал. Устроился учителем в одном из сел. Не скрывал ни имени, ни происхождения. Удивительно, но снова в лагерь его отправлять не стали. Парень был насквозь советским, вступил в комсомол, активно работал. Его заметили, направили учиться в разведшколу НКВД.

1.jpg

Знание немецкого и польского очень пригодилось за линией фронта. Помимо спасения Кракова у Ботяна на счету не одна операция. Самые крупные — это взрыв гебитскомиссариата в городе Овруч, в котором было уничтожено около сотни немецких офицеров, прибывших на конференцию по борьбе с партизанами… Освобождение в тылу у немцев польского города Илже — эта операция была проведена совместно с польскими подпольщиками. После войны — нелегальная работа в Чехии. Там, кстати, он и жену нашел. Чешская девушка очень удивилась, когда узнала, кем на самом деле является ее возлюбленный.

Начиная с 50-х — пока не рассекречено. Известно только, что бывал в Германии, а в конце 70-х принимал участие в формировании спецподразделения «Альфа». Дважды его представляли к званию Героя Советского Союза, но оба раза представление заворачивали. И только с третьего раза, в 2007 году, Ботяну присвоили звание Героя России.

После того, как в 2005-м разведчика рассекретили, появилось много интервью и видеоматериалов о нем. Смотришь — глазам не веришь. 90-летний старик лихо рубится на волейбольной площадке. В тире, практически не целясь (на самом деле, целясь, но очень быстро), кладет пули в центр мишени.

В феврале этого года его не стало — легендарный нелегал прожил 103 года, до последнего дня сохраняя активность и ясный разум. Конечно, многие СМИ в связи с этим печальным событием вспомнили его подвиги, в том числе и краковскую операцию, напомнили миру, благодаря кому город сохранил свой исторический облик. Скорее всего, выходка польских националистов — это подленькая ответка, цель которой - принизить подвиг героя, да и вообще роль советского народа в освобождении Польши.

В родном селе все знали про секретную службу земляка

Интересно, что бы сказал легендарный разведчик, узнав, что сейчас происходит на той земле, которую он освобождал. Автору удалось поговорить с родственником и односельчанином Алексея Ботяна, бывшим сотрудником МИД Республики Беларусь Михаилом Ботяном.

- В последние годы, когда мы с ним беседовали, ему было очень грустно, что так все происходит в Польше - постоянно идет ревизия истории, там не хотят принимать того, что это советские войска спасли Краков, освободили страну, - рассказал он. - В Польше я работал 6 лет, знаю ее как облупленную. Но есть там и нормальные люди - в городе Илже до сих пор стоит обелиск, на котором высечено имя Алексея Николаевича.

- Каким человеком он был в обычной жизни?

- Что касается его службы, то очень закрытым. А так — доброжелательный, чувствующий свои корни. Мы же с ним из одной деревни, и помню, ему уже за 80 было, а приезжал туда из Москвы на своей «Волге», сам за рулем. Дом моих родителей крайний был, первый при въезде, он всегда останавливался, заходил. Потом ходил на кладбище, могилы родственников посещал...

- А в деревне знали, чем он занимался?

- Может, и не в подробностях, но да, знали. На вопрос: «А где он сейчас?», - можно было услышать в ответ: «А где-то в Москве, шпионом работает». Пожилые люди называли его по-свойски — Алешка Ботян. Но относились к нему очень уважительно. Да и ко всей его семье, особенно к отцу. Он же спас деревню от сожжения. Все окрестные села немцы сожгли.

- А как это произошло?

- Батька его еще до революции эмигрировал в Аргентину, работал в окружении немцев, прекрасно освоил язык. Он, кстати, потом и сына выучил немецкому, да и вообще образование ему хорошее дал еще в довоенной Польше. Вернулся, чтобы продать свою землю и уехать насовсем, но тут встретил девушку, женился да так и остался. Дом построил, красивый, крепкий, он и сейчас стоит. Когда немцы пришли с намерением сжечь село, то, по рассказам старожилов, он обратился к офицеру на чистом немецком: «Господин офицер, ну, как же так — вы же культурная нация». Тот очень удивился и усовестился. Так гласит местная легенда.

- Алексей Ботян родился в Польше, воевал в СССР, жил по чешским, а возможно, и не только, документам, героя получил в России — кем же он сам себя ощущал?

- Только белорусом — это я совершенно точно могу сказать.