Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.08.2018

«Так распорядилась судьба»

Пожилая супружеская пара из Великобритании устанавливает в Беларуси памятники жертвам Холокоста

Фото: Памятник на месте убийства евреев Червеньского гетто. Фото: wikipedia.org

Пожилая супружеская пара из Великобритании устанавливает в Беларуси памятники жертвам Холокоста.


Большинство историков сходятся во мнении, что за время гитлеровской оккупации в Беларуси были убиты от 600 тысяч до 800 тысяч евреев, что составляет от 74 до 82 процентов всего довоенного еврейского населения Республики.

Мемориальные знаки на местах казней белорусских граждан еврейской национальности в период немецко-фашистской оккупации в 1941-1944 годах устанавливались на территории Беларуси и прежде. История увековечивания памяти невинных жертв гитлеровской политики, направленной на «окончательное решение еврейского вопроса», стали появляться в освобожденных селах Республики сразу же после прихода в эти места Красной Армии. Так, например, в деревне Погост Солигорского района Минской области в 1944 году были установлены сразу два памятника с изображением шестиконечной звезды и соответствующими надписями, что здесь убиты именно евреи. В 1946 году в местечке Речица Гомельской области на местном еврейском кладбище появилось кирпичное надгробие в память казненных фашистами евреев.

Далеко не всем известна драматичная история создания мемориала жертв Холокоста в Минске. Здесь, на улице Мельникайте, 2 марта 1942 года нацисты расстреляли около пяти тысяч узников минского гетто. Сразу после окончания войны, в 1946-м, начался сбор средств для строительства памятника, к этому начинанию подключились партийные и советские руководители еврейской национальности. С большими трудностями, с немалым риском для инициаторов, но мемориал тогда все же удалось открыть, причем, вопреки запретам властей, - при огромном стечении народа. Это был первый в СССР памятник жертвам Холокоста – хотя такого слова в советской стране в те времена еще не знали. На обелиске 1946 года впервые появилась надпись на идиш – стихи поэта Хаима Мальтинского. Впоследствии мемориал расширился и получил общенародное название «Яма».

Нельзя не сказать несколько слов – увы, печальных! – о судьбе тех белорусов, которые создавали обелиск в Минске. Уже через три года, в 1949-м, началась кампания против «космополитизма», в ходе которой были арестованы и отправлены в ГУЛАГ и Мальтинский, и каменотес Спришен, выполнивший поэтическую надпись на гранитной плите.

К сожалению, в послевоенные годы, причем не только в самые первые, но и вплоть до 1991 года, появление такого рода памятных знаков неоднозначно воспринималось коммунистической властью. Мемориалы возводились жертвам фашизма «вообще», без указания национальности. Расхожей формулировкой на памятниках в местах массовых расстрелов евреев была приблизительно такая: «погибшим патриотам». Или - «мирным жителям». Подобные уклончивые по содержанию надписи появлялись в Польше, в Беларуси, на Украине – там, где фашисты особенно рьяно расстреливали и сжигали евреев. Сделать же надписи на идише при советской власти вообще было делом трудноосуществимым. Хотя в 1946 году в Минске это все же удалось. А также – в городе Глубокое Витебской области, где уцелевшие евреи самостоятельно установили на братской могиле казненных собратьев памятник с надписью на идише. Но, как правило, инициатива по увековечиванию памяти жертв Холокоста шла исключительно снизу, порой встречая сопротивление местных и центральных властей СССР.  

Наступили новые времена, Беларусь стала самостоятельным государством, открытым миру. И серьезная, масштабная деятельность по увековечиванию памяти жертв Холокоста началась уже в 1991 году, сразу же после создания «Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин» (СБЕООО).  Начались работы по благоустройству и реконструкции мемориала «Яма» в Минске. Восемь лет трудились скульпторы и архитекторы над созданием бронзовой скульптурной композиции «Последний путь», она была открыта в 2000 году.

Помогают в благородном деле увековечивания памяти жертв Холокоста и белорусские еврейские землячества за рубежом. По их инициативе и при финансовой поддержке выходцев из Беларуси возведены памятники в Пинске и Слониме.         

Но десятки мест в Беларуси, где в период оккупации производились массовые казни евреев, еще долгое время оставались без каких-либо мемориальных знаков. А некоторые памятники обветшали и нуждаются в подновлении или даже замене.

В этом огромную помощь оказывает Фонд имени Саймона Марка Лазаруса.      

ПО ЗОВУ СЕРДЦА

У семьи Лазарус из Лондона в Беларуси нет ни родственников, ни каких-то давних корней. Никто из их близких не был казнен нацистами на просторах Синеокой. И тем не менее… Уже 14 лет Даяна и Майкл, люди преклонного возраста, возводят в городах и селах Беларуси мемориалы на месте массового убийства евреев. Говорят при этом: так распорядилась судьба. Кстати, все памятники разработаны белорусским архитектором Леонидом Левиным.

Свой 111-й и 112-й памятные знаки безвинным жертвам Холокоста Лазарусы открыли нынешним летом в Свислочском районе Гродненской области. На открытие мемориалов в Свислочь и Порозово приехало немало почетных гостей, среди них - посол Германии в Беларуси Петер Деттмар, раввины из Беларуси и США, представители различных еврейских организаций, частные лица.

Как же получилось, что британская семья решила посвятить свою жизнь увековечиванию памяти белорусских евреев, казненных гитлеровцами? Началось все в конце 90-х годов прошлого века: «Я приехала в Беларусь с благотворительной миссией, никак не связанной с установкой мемориальных знаков, — рассказывает Даяна. — В один из дней кто-то из минской синагоги объяснил мне, что в Беларуси множество мест, где убивали евреев во время войны, но они никак не обозначены, и на это у местных евреев нет средств. Когда я вернулась домой, я начала расспрашивать людей, кто бы мог помочь в этом проекте, но все отказывались. И тогда мой муж Майкл сказал: а почему же мы не можем это сделать? Так мы и начали».

В 2003 году появился Фонд имени Саймона Марка Лазаруса (в честь умершего сына Даяны и Майкла). Семья Лазарусов хотела, чтобы идея установки памятников казненным евреям сплотила еврейские общины Белоруссии. И это удалось. В специальную комиссию вошли представители упомянутого выше СБЕООО, Американского еврейского распределительного комитета Джойнт, Иудейского религиозного объединения (ИРО), реформистской еврейской общины, Общественного объединения «Белорусский союз евреев инвалидов и ветеранов войны, партизан и подпольщиков» (БСЕИВВ), Белорусского общественного объединения евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей (БООУГК) и Общественного объединения «Еврейский студенческий культурный центр „Гилель“».

Первый памятник жертвам Холокоста, возведенный на деньги Фонда Саймона Марка Лазаруса, появился в 2004 году на месте убийства евреев деревни Городея Гродненской области. А вслед за этим каждый год возводились новые мемориалы и обелиски, да не по одному. Через несколько лет к фонду присоединились две американские семьи: Гейслеров и Клеттеров.

Трудно даже просто перечислить все мемориальные объекты, памятники и монументы, которые возникли на белорусской земле благодаря деятельности фонда семьи Лазарусов и их единомышленников. Как правило, появляются они в небольших городах и селах Беларуси. Там, где во время войны кучно проживали евреи, где они были убиты.

Лазарусы придают очень большое значение тому, что на каждом памятнике обозначено место гибели и число погибших, а также – тому, что все надписи выполнены на трех языках: белорусском, английском и иврите.

«Иностранные языки на памятниках сначала представители власти не хотели согласовывать, но через какое-то время все наши условия были приняты. Перед реализацией проекта у нас была просьба к минской еврейской общине: чтобы в мемориальную комиссию вошли представители всех еврейских организаций Беларуси», — говорит Майкл Лазарус.

Ну, а каковы же планы семьи Лазарус на ближайшее будущее? Ни Даяна, ни Майкл своих намерений не скрывают. Говорят, что будут устанавливать мемориалы в Беларуси до того момента, пока все места массовой гибели евреев не будут обозначены достойными монументами, способными увековечить память жертв Холокоста. А таких мест, по данным еврейских организаций, в Беларуси еще около пятисот.

Александр Аннин