Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.06.2017

Дон Кихот русской литературы

31 мая исполняется 125 лет со дня рождения Константина Паустовского, человека на редкость счастливой писательской судьбы, мастера русского слова, получившего общемировое признание.

Он был в числе любимейших писателей Марлен Дитрих - за рассказ «Телеграмма» кинозвезда со слезами на глазах прилюдно целовала ему руку. Французский поэт-коммунист Луи Арагон, по собственному выражению, питал к нему «истинную страсть». Соотечественник и коллега по цеху Вениамин Каверин сравнивал его с образом бессмертного персонажа Сервантеса. А студенты Литературного института, среди которых тоже всё сплошь громкие имена – Юрий Бондарев, Владимир Тендряков, Инна Гофф, Григорий Бакланов - семинары с его участием ждали как праздник…

В сознании современников он был не просто автором любимых книг - он был безупречным нравственным ориентиром, к голосу которого прислушивались на всем необъятном просторе нашей страны.

Не удивительно, что для подготовки к празднованию юбилейной даты в России ещё в прошлом году был создан оргкомитет, куда наряду с литературоведами и учеными вошли представители многих музейных комплексов, так или иначе связанных с именем Паустовского. А таковых по белу свету разбросано немало, ведь писателя на протяжении всей его жизни манила муза дальних странствий.
В результате была сформирована обширная программа – выставки, конференции, встречи, фестивали, радио- и телепередачи… Всего более 100 различных мероприятий, из них 40 – федерального масштаба, которые помимо самой Москвы пройдут в Тарусе и Туле, Брянске и рязанской Солотче, Крыму и Орловской области. К примеру, в российской столице, в РГАЛИ, в рамках акции «Ночь в архиве», на днях можно было ознакомиться с уникальными рукописями писателя. В национальном парке «Мещерский» запланированы открытие маршрута «Тропа Паустовского» и музея по мотивам его произведения «Кордон 273». А на 31-е мая торжества запланированы в Доме-музее писателя в Тарусе - месте, где он нашел свой последний приют.
В течение лета в московских кинотеатрах будут показаны фильмы по произведениям Паустовского. Осенью, ко Дню города, в столице создадут навигационно-туристический проект «Москва Паустовского».

Дату не обойдут вниманием и в братской Беларуси, так как одна из драматичных страниц биографии Паустовского связана с территорией республики.

Кто он - «Доктор Пауст»?

Стоит отметить, что литературные праздники в местах, связанных с жизнью и творчеством Паустовского, проходят почти ежегодно. Помимо ученых из России, участие в них принимают их коллеги из стран СНГ, а также Швеции, Франции, Голландии, Китая… Обойденный всеми государственными премиями и наградами, не вступавший ни в какие партии, а напротив, выступавший в защиту Солженицына и других гонимых писателей, доктор Пауст, как его нередко называли, оказался самым читаемым из отечественных прозаиков, живым классиком. Слависты всего мира защищают диссертации по творчеству Паустовского. Его книги постоянно переиздаются в России и за рубежом. В свое время за автобиографический цикл «Повесть о жизни» писатель мог даже получить Нобелевскую премию, но не сложилось, её присудили Шолохову. Однако факт остается фактом: в 60-е годы прошлого века Константин Паустовский считался кумиром не только советской, но и западной интеллигенции.

В «однокашниках» с Булгаковым и Вертинским

Родился будущий классик отечественной литературы в 1892 году в Москве, в семье православных мещан Георгия Максимовича и Марии Григорьевны Паустовских. В роду их перемешались многие национальности и крови: бабка по матери была полькой, дед по отцу – украинский казак, потомок гетмана Сагайдачного, отвоевавший себе в одном из походов жену-турчанку. Помимо самого Константина, младшего из детей, в семье подрастали ещё два брата и сестра. Родители писателя любили искусство, потому в доме часто звучала музыка, много пели, с трепетом говорили о театре, спорили, играли в преферанс. Следуя за главой семейства, железнодорожным служащим, к слову, достаточно легкомысленным и ветреным, Паустовские не раз переезжали с места на место, пока, наконец, в 1898 году не обосновались в Киеве. Здесь Константин начинает свое обучение в Первой классической гимназии - старейшем мужском учебном заведении в царской России, где одновременно с ним за партой сидело несколько персон, ставших впоследствии знаменитостями, например, Михаил Булгаков, Александр Вертинский.

В гимназии у Паустовского были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю, психологию. Однако ему больше нравились география и литература. Наделенный от природы сильным воображением, чувством красоты природы, Константин много читал и мечтал и постепенно увлекся сочинительством. Первыми из-под его пера появились, конечно же, стихи - большей частью подражательные, таинственно туманные и излишне «пышные и нарядные», по свидетельству самого юного поэта.

А вот дебют Паустовского в прозе был более успешным: в последний год учебы в гимназии, в 1911 году, он написал рассказ «На воде», который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни» под псевдонимом «К.Балагин». Через год в журнале «Рыцарь» опубликовали его новый рассказ – «Четверо». Решение стать писателем, таким образом, завладевает им полностью.

В думах о хлебе насущном

Судьба тем временем готовила ему проверку на прочность – с осени 1908 года, к моменту, когда расстались его отец и мать, Паустовский был вынужден начать самостоятельную жизнь, зарабатывая на хлеб насущный репетиторством. Детство закончилось, приходилось поневоле «чувствовать себя совершенно взрослым», - так опишет он это свое состояние в книге «Далёкие годы» позже. Хорошо, что толковым старшеклассникам удавалось в то время прокормить самих себя, нанимаясь в богатые дома к каким-нибудь «митрофанушкам», неспособным самостоятельно осилить гимназическую науку.

В 1912 году Паустовский поступает в Императорский Киевский университет на факультет истории и филологии. Казалось бы, он - на пути к мечте, всё складывается более-менее удачно. Но проучиться здесь удается только два года. С началом Первой мировой войны Паустовский вынужден переехать жить в Первопрестольную – поближе к матери, сестре и брату. В Москве он планирует завершить свое университетское образование, но вскоре прерывает учебу и устраивается на работу – кондуктором и вагоновожатым городского трамвая.

Первые впечатления Паустовского о войне: «Россия сдвинулась с места. Война, как подземный толчок, сорвала ее с основания. По тысячам сёл били колокола, возвещая мобилизацию…». Сам Костя, как младший в семье и студент, к тому же имевший проблемы со зрением, был освобожден от воинской службы. Но когда осенью 1914 года началось формирование тыловых санитарных поездов, 22-летний Паустовский добровольно приступает к работе санитаром в одном из них.

"Ощутить себя русским до последней прожилки"

Со свойственной только ему искренностью в одной из своих книг Паустовский вспоминает: «Я боялся первого рейса. Я не знал, справлюсь ли с тем, чтобы обслужить сорок человек лежачих раненых. Мы, простые санитары, должны были не только обмыть, напоить и накормить всех раненых, но и проследить за их температурой, за состоянием их перевязок и вовремя дать им лекарства».

Но он стойко и честно выполняет эту тяжелейшую работу. Будущий советский писатель, а пока простой юнец, он исполняет свой долг, преклоняется перед мужеством, силой и добротой своих соотечественников. И уже в такие молодые годы произносит: «…во время службы моей на санитарном поезде я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. От этого было очень уверенно на душе. Даже война не бросала никакой тени на эту уверенность». В 1915 году по просьбе Паустовского его переводят с тылового поезда на полевой, а затем и в прифронтовой санитарный отряд, с которым он прошел длинный путь от Люблина в Польше до городка Несвижа в Беларуси.

Беларусь: «черная осень», «гнилая зима»

Паустовский и Беларусь – тема многоплановая и достаточно непростая. Многие биографы писателя склоняются к мысли, что именно здесь, среди раскатов артиллерийской канонады и бесконечной оружейной пальбы, среди мытарств и крови вырастал и формировался его огромный писательский талант.

Следы санитара и писателя Паустовского можно отыскать во многих местах Беларуси. Путешествовать маршрутом автора «Золотой розы» можно с его «Повестью о жизни» как с литературно-туристическим путеводителем. Вот один из эпизодов книги. «В октябре на фронте наступило затишье. Наш отряд остановился в Замирье, вблизи железной дороги из Барановичей в Минск. В Замирье отряд простоял всю зиму…».

Замирье – небольшое село на карте Беларуси, нынешняя Городея. Здесь Паустовский провел осень и зиму с 1915 на 1916 год. Бывал санитар Костя и в Бресте – «плоском городе среди грустных равнин». В «Повести о жизни» отдельной главой представлен еще один белорусский городок – Кобрин. Литературная память Паустовского – это также Пружаны, Слоним, Несвиж, Молодечно… «Я видел замки польских магнатов…», - писал он. Но чаще на земле Беларуси ему приходилось наблюдать совсем иные картины – их «писала» кровью и пеплом беспощадная война.
Возвращаясь однажды из очередной поездки в Замирье, санитар Паустовский был ранен в ногу. Месяц пролежал в госпитале в Несвиже. Там из случайно попавшего ему обрывка газеты узнал о гибели на фронте двух своих братьев – Вадима и Бориса. «Я остался у матери совершенно один, - писал он, - кроме полуслепой и больной моей сестры».

Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

Рыбак, романтик, скиталец, писатель

После известия о братьях Паустовский вернулся в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. Работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзозве, в Таганроге. Был рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, начал писать свой первый роман «Романтики». Февральскую и октябрьскую революции 1917 года встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом: «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там всю сумятицу гражданской войны. В Одессе, работая в газете «Маяк», Паустовский впервые оказался в среде молодых писателей: Багрицкого, Бабеля, Ильфа, Катаева, Славина, Кирсанова. Но странствия его продолжались – после Одессы были города Сухуми, Батуми, Тифлис, Эривани, Баку… Но он не просто переезжал с места на место, все свои впечатления он переносил на бумагу.

Хотя печататься не спешил. Первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли» вышел в свет только в 1928 году, а популярность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия».

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать свои художественные произведения.

В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Он был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от всех этих поездок легли в основу множества его книг.
Константин Георгиевич долгое время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Умер Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

Полина Русак