Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.12.2020

Автор: Подготовил Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Soyuz.by

Алексей Беляев: Нам нужен разработанный Беларусью и Россией учебный курс в области информационной безопасности

И.о. декана факультета бизнес-коммуникаций БГЭУ считает, что учиться противостоять манипулированию в информационном пространстве нужно с детства

Во время организованного Постоянным Комитетом Союзного государства форума «Информационная безопасность Союзного государства: современные вызовы и новые технологии» эксперты обсуждали, как противостоять информационным атакам извне. Одним из выступающих стал исполняющий обязанности декана факультета бизнес-коммуникаций Белорусского государственного экономического университета Алексей Беляев.

- Мы сейчас живем во время прямой и абсолютно не скрываемой информационной войны, - сказал он. - Понятно, что в условиях войны меняются некоторые взаимоотношения людей, методы и средства. Профессия журналиста во время информационной войны превращается в профессию пропагандиста, и по-другому, к сожалению, никак.

Но у нас есть и другие серьезные глобальные проблемы в этом плане. Когда мы говорим о нашем современном информационном пространстве, нужно учитывать, что мы живем в эпоху медиакратии. Власть медиа, сначала старых, а потом и новых, постоянно растет. Средства массовой информации – это уже не четвертая власть, а скорее первая. Та реальность, которую форсируют современные медиа-ресурсы, подменяет собой реальность настоящую. Значительная часть населения живет в условиях этой реальности симулякров. То есть той реальности, которая не существует в принципе, но которая искусственно сконструирована в какой-то части.

К сожалению, когда человек вырастает в рамках такого симулякра, ему очень сложно отделять настоящую, реальную реальность от реальности искусственной. И здесь есть определенная проблема со стороны образования. Мы постоянно расширяем систему образования, добавляем какие-то новые курсы. Мне кажется, пришла пора серьезно задуматься о необходимости массового информационного просвещения. Начиная со школы, оно должно формировать в человеке определенные представления о том, что такое медиа, какие картины мира медиа формируют, какие есть проблемы несоответствия этих картин с реальностью.

Когда идет подготовка профессиональных политологов или журналистов, подобные курсы читаются. Но, мне кажется, проблема должна быть рассмотрена шире. Мы в Республике Беларусь уже видели, что введение, к примеру, учебного курса «История Великой Отечественной войны Советского народа» в определенный момент сыграло положительную роль. Когда этот курс был массово введен и в школах, и в высших учебных заведениях, отношение к Великой Отечественной войне у большей части общества изменилось. Сейчас подавляющее большинство нашей страны относится к войне в духе сохранения наших привычных оценок. Хотя мы видели, что у наших соседей идет коренной пересмотр оценок - с разворотом на 180 градусов.

Я думаю, что массовое введение похожих учебных курсов в области информационной безопасности могло бы если не переломить ситуацию, то хотя бы создать почву для того, чтобы и государство могло донести свою точку зрения, и у людей было бы понимание того, как они становятся объектами манипуляции и информационных атак и что они с этим могут сделать.

Мы должны еще с детства формировать в голове у человека представление о том, как работает информационное воздействие. Нужно показывать, что есть много возможностей заставить людей делать что-то, и они будут искренне считать, что совершают это по доброй воле, хотя на самом деле являются объектом манипуляций. Этот курс информационного просвещения для того, чтобы формировать у людей навыки противостояния информационной манипуляции, безусловно, должен присутствовать в системе образования.

Увы, сегодня мы констатируем, что есть поколенческий разрыв. Молодое поколение живет в сфере новых медиа и социальных сетей. Наибольшее влияние имеют платформы Youtube, ВКонтакте, Facebook. Сейчас значительно усиливается роль мессенджеров, в первую очередь, telegram, который используется сегодня для массовой коммуникации. Это тот же Viber, Whatsapp. Молодое поколение практически полностью отошло от информации, размещаемой в традиционных СМИ. Телевидения, радио и газет для молодежи практически не существует, они ничего не берут оттуда.

Даже представители более старшего поколения переходят на новые технологии. Но они все же отдают предпочтение более традиционным медиа. И возникает необходимость соединять эти поколения, делать это на системной основе. Ничто не обеспечит более системной основы передачи знаний, чем система образования. И сегодня мы должны вспомнить, что с помощью этой системы у нас есть возможность достучаться до каждого и предоставить хотя бы информацию для размышления. Речь должна идти о политике Союзного государства, а не отдельно Республики Беларусь.

Как мне представляется, это должны быть совместные российско-белорусские действия. Может быть, нужно совместно разработать какой-то курс, который давал бы представление об информационных опасностях, готовил бы людей к тому, с чем они могут столкнуться в среде абсолютной свободы, которую сегодня воплощает в себе сеть Интернет. На самом деле эта свобода таит под собой очень много подводных камней. Окунаясь в это море, молодые люди натыкаются на эти камни, течение тащит их туда, куда ведет эта каменная гряда. И чтобы вытащить их на поверхность, нужна некая скоординированная политика.

Поскольку у нас идет информационная война, раздумывать некогда. Нужны конкретные действия – здесь и сейчас. Вот, например, когда мы говорим о профессии журналиста, мы понимаем, что есть определенные технические возможности, есть редакции Средств массовой информации. А это уже кое-что. Одно дело, когда блогер-одиночка на голом энтузиазме создает какой-то канал, и другое дело – скоординированная работа целой редакции, которая имеет гораздо большие возможности и для получения информации, и для создания информационного продукта.

Безусловно, всем нашим традиционным редакциям необходимо в кратчайшие сроки переходить в новую информационную среду, на новые информационные платформы. Но при этом необходимо учитывать, что работать нужно по-новому, говорить на том понятном языке – на том, которым общается молодежь.

Нужно смелее привлекать молодую генерацию, использовать молодых людей в рамках традиционной журналистики. Но при этом нужно помнить, что картина мира складывается системно. А любая системность представления обеспечивается в первую очередь системным образованием.

Сегодня медиа выполняют массу функций. Они уже далеко ушли от своей главной функции – информирования. Они являются и модераторами уличных протестов, и координаторами различных действий. Не только когда речь идет о протестах. Мы видим, что современные платформы позволяют организовывать гражданское общество. И нужно принимать это гражданское общество как реальность, понимать, что с ним тоже необходимо работать.

И все же технологии и приемы информационного воздействия вторичны. А первична – та самая правда и трактовки событий, которые должны восприниматься людьми как верные. Здесь есть серьезные проблемы по формированию доверия. И здесь государство проигрывает очень сильно. Мы видим на примере Республики Беларусь, что есть доверие к белорусским традиционным СМИ, находящимся под опекой государства. Может быть, стоит для самих этих СМИ создавать больше возможностей для маневра, снимать с них мелочную опеку, чтобы они могли позволить себе вещи, которые позволяют себе медиа-платформы противоположной стороны. Нам необходимо оживлять государственное информационное пространство, наполнять его новыми технологиями гораздо более активно, чем это делается сейчас.