Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Мероприятия

05.10.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Брестская крепость – поднимающаяся из руин

Участники пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, посетили в Бресте музеи, созданные на средства союзного бюджета

Посетить Брестскую крепость – вообще удача. Но посетить ее в рамках пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, - удача вдвойне. Ведь в последние три года реставрация мемориала и создание новых музеев проходят за счет союзного бюджета. Проект так и называется: «Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». В этом декабре проект заканчивается, так что пресс-тур оказался как нельзя кстати. Всего было выделено 319 миллионов российских рублей. Капремонт в полубашне Юго-восточной казармы, ремонт руин Белого дворца, создание двух музеев… В общем, за последнее время о том, что происходит в Брестской крепости, мы слышали много. Но лучше ведь один раз увидеть…

11 тысяч километров

В Брестскую крепость мы въехали через Северные ворота – те самые, через которые в ночь на 22 июня 1941 года прошел лейтенант Николай Плужников, герой бессмертного произведения «В списках не значился» Бориса Васильева. Одно это обстоятельство заставило мурашки бежать по спине. Да, Плужников - вымышленный персонаж. Но наверняка такой же парень в ту летнюю ночь проходил через этот КПП, смотрел на звезды, мечтал и загадывал желания… А потом сражался, дорожа каждым патроном и подбирая капли на влажных подвальных кирпичах…

Под плитами Вечного огня, у которого нас встречает директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк, более тысячи останков. Это погибшие здесь - не только военные, но и женщины и дети. Установлены имена только 277 павших.

- Последние раскопки на территории Брестской крепости проводились в 2015 году, - рассказывает Григорий Бысюк. - Это было недалеко от руин 333 полка. Подняли из двух воронок – из одной останки 7 человек, из другой - трех. Где больше, там были останки мужские, а во второй – женские и детские. А еще раньше, в 2011 году, в одной воронке нашли 58 останков.

Мы долго молчим. А потом идем дальше. Григорий Бысюк рассказывает, что за прошлый год крепость приняла 4400 групп из России. В тот год здесь побывали представители 57 государств со всех континентов. А с 1956 года, когда был открыт Музей обороны Брестской крепости, его посетили представители 140 государств. При этом в прошлом году музей принял 25-миллионного посетителя.

FRO_5281.JPG

Григорий Бысюк


Григорий Бысюк говорит все это, чтобы подчеркнуть интуитивно понятную мысль: Брестская крепость - не только белорусское, но и союзное и общемировое достояние.

- В прошлом августе я встретил здесь женщину с мальчишкой лет 14, они что-то живо обсуждали, - вспоминает директор мемориала. - Я подошел, познакомился, спросил, откуда они приехали. Оказалось, что из Петропавловска-Камчатского. Вы понимаете! Это более 11 тысяч километров. И меня потрясли слова женщины: «Я специально своего сына привезла в Хатынь и в Брестскую крепость, чтобы он сам почувствовал, что такое война, что значит Победа и какой ценой она досталась нашим странам.

Самое необходимое

Мы подходим к экспозиции «Летопись Брестской крепости». Она создана на союзные деньги, открылась в январе 2019 года и рассказывает не только об обороне крепости от фашистов, но и о ее истории до Великой Отечественной.

- Музей разместился в полубашне-барбакане, который был пристроен к оборонительной казарме на реке Муховец, - рассказывает заведующая научно-экспозиционным отделом Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Елена Митюкова. – Здесь хранится наша главная реликвия – закладная доска, которая была заложена при строительстве крепости в 1836 году. Каждый зал представляет собой трехмерную панораму. Мы находимся внутри, словно переносимся в прошлое.

Залы музея «Летопись Брестской крепости» поражают. Это самые современные музейные технологии с использованием мультимедиа, скульптуры, аудио- и видеоэффектов. Даже о 19 веке повествуют не только документы и фотографии, но и скульптурные фигуры. Ты находишься среди них, как один из них, никаких ограждений. Вот генерал-фельдмаршал граф Паскевич, он задумчиво восседает за столом, а за окном – стройплощадка, рабочие возводят казармы и стены. Город, который стоял на месте крепости, был перенесен восточнее, крепость осталась исключительно оборонительным сооружением. Примечательно, что с появлением нового оружия построенная Паскевичем цитадель стала уязвимой. И тогда вокруг нее возвели форты, которые должны были стать внешней линией обороны.

Вот зал, посвященный Первой мировой войне. Русские войска, не в силах удержать крепость, покинули ее. Вместе с солдатами уходят и мирные жители. Уходят, бросив все.

- С собой можно было взять только самое необходимое, - рассказывает Елена Митюкова. – Вот перед нами скульптурная группа: женщина несет небольшой узелок и маленькую дочь. Та оглядывается и видит на балконе собаку. Это прощание, собаку взять нельзя. И девочка плачет.

Мы идем между фигурами, годы проносятся мимо. Вот фигура польского часового, он с ужасом смотрит в небо – туда, где над крепостью зависли немецкие бомбардировщики. Еще чуть-чуть - и в сентябре 1939 года на посту его сменят советские военные. А через полтора года, 22 июня 1941 года, мир окончательно сменится страшной войной. Это уже в следующем зале, боец сквозь пробоину в стене целится в атакующих немецких солдат. Все сопровождается воем самолетов и залпами орудий – они словно совсем рядом и бьют прямой наводкой. Так и хочется втянуть голову в плечи.

Эти созданные питерской группой «Невский баталист» фигуры - настоящее музейное чудо. Еще более удивительно, что почти каждая из скульптур имеет реального прототипа.

- Видите немца, у ноги которого разбитый глобус, - говорит Елена Митюкова. - Боец, что его охраняет, - это сержант Лерман, который считается пропавшим без вести. Он попал в плен, позже судьба его не установлена. Многих удивляет, что в руках наших бойцов оказался немец. Да-да, наши солдаты не только попадали в плен, но и брали пленных. И обращались с ними по-разному. В одном подразделении было принято решение пленных расстрелять, потому что сил охранять их не было. А в другом командир приказал относиться к пленным хорошо, помогать им. Он хотел показать, что русский солдат - не враг немецкому.

FRO_5420.JPG

Расплавленный кирпич

Двигаемся к следующему музею, он называется «Оборона восточного форта». Он тоже создан на средства Союзного государства, открылся совсем недавно, 3 июля этого года. Залы музея занимают 420 квадратных метров. Страшные образы войны встречают еще в вестибюле Восточного форта – кирпич обожжен и оплавлен.

- Немцы выжигали здесь все огнеметами, - говорит Григорий Бысюк. – Вы представляете, какое-то время эти следы были спрятаны под штукатуркой. Да-да, мы сдавали помещения под офисы, оборудовали здесь хозяйственные помещения. А потом содрали штукатурку… И решили, что здесь тоже должен быть музей.

Восточный форт – единственное укрепление, которое немцы бомбили тяжелыми бомбами. Макет одной из них, весом в 1800 килограммов, висит прямо в зале. Личный состав форта под командованием майора Петра Гаврилова занял оборону и держался больше месяца. Большинство из более чем 400 бойцов и командиров погибли и попали в плен. Сам Петр Гаврилов был пленен на 32 день войны.

Залы Восточного форта – тоже сплошные новейшие музейные технологии. Вот звучит голос командира обороны, вот лазарет, размещенный прямо в казематах, вот штаб – оборона здесь была организована по всем правилам военного искусства. А рядом - экспозиция, посвященная семьям командиров, их женам и детям, которые вместе с мужьями переживали все ужасы войны. Дневники, фотографии, письма… 

FRO_5577.JPG

Будет меньше «терок»

Ни один человек, побывав в музеях Брестской крепости, не в силах остаться равнодушным. Даже у мужчин наворачиваются слезы. А у пацанов, оторвавшихся от смартфонов и словно окунувшихся в гущу войны, как будто сознание сдвигается. Не использовать этот эффект в процессе воспитания будущих поколений по меньшей мере странно. Ведь только-только на Форуме регионов Беларуси и России обсуждали, как противостоять фальсификации истории и воспитывать молодежь в духе патриотизма.

Директор Мемориала «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк тоже выступал на Форуме регионов. Он предложил создать на базе крепости молодежный центр патриотического воспитания. Когда мы вышли из Восточного форта, я спросил Григория Григорьевича, каким он видит этот центр.

- Вон там – южные казармы, - директор Брестской крепости показал куда-то вдаль. - Еще дальше – юго-западные казармы. Там большие помещения. Во время проекта Союзного государства мы отремонтировали только кровлю. Сейчас там хранятся наши фонды, а также фонды областного краеведческого музея. А еще там примерно 5 тысяч квадратных метров площадей, которые не используются. Мы могли бы обустроить там классы, кабинеты, интерактивные комплексы для ребят. Рядом – казармы Кобринского укрепления, в котором можно обеспечить их проживание. А в помещении хлебзавода – кафе «Цитадель», оно способно накормить тысячу ребят.

В общем, мы предлагаем привести все эти помещения в надлежащее состояние, чтобы ребята со всех концов Союзного государства приезжали сюда на две, три, четыре недели и проходили определенную программу. Можно даже организовать учебный процесс, чтобы школьники приезжали не только на каникулах, а круглый год. Чтобы девчонки и парни из Беларуси, России и, может, других стран СНГ, пожили здесь, как в пионерском лагере, сдружились, узнали об общем прошлом, о подвиге прадедов… Может, они после этого будут переписываться по своим гаджетам, взрослеть, обмениваться мнениями… И тогда меньше будет всяких непонятных «терок» между нами.

Еще больше фото - в нашей фотогалерее.