Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Мероприятия

23.06.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Фото автора

Алексей Кубрин: В рамках совместной визовой политики нам есть куда двигаться

Заместитель Госсекретаря Союзного государства выступил на конференции, посвященной недавно подписанному соглашению о взаимном признании виз России и Беларуси

Фото: Заместитель Госсекретаря Алексей Кубрин и завсектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина

Это еще не «шенген», но большой шаг в правильном направлении, - таковым было общее мнение участников видеоконференции, посвященной подписанию соглашения о взаимном признании виз Россией и Беларуси.

Соглашение было подписано в Минске 19 июня. И хотя документ давно ждали, он все равно оказался неожиданным. Что изменится для граждан Союзного государства? Получат ли они какие-то преференции по сравнению с тем, что было раньше?  Какие плюсы от соглашения получат граждане третьих стран? Вебинар, призванный ответить на эти и другие вопросы, так и назывался: «Российско-белорусский “шенген”: выгоды единого миграционного пространства Союзного государства». Сергей Рекеда, гендиректор Центра изучения перспектив интеграции, который и организовал этот минифорум, вспомнил историю, как вместе с гостившими в Москве друзьями из-за рубежа хотел поехать в Минск. Но от этой идеи пришлось отказаться именно ввиду нерешенных визовых вопросов.

Теперь такой «марш-бросок» можно будет предпринять? Или нет? Как выяснилось, можно. Сразу после ратификации документа.

Проблемы практически устранены

Первым спикером конференции стал заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.

- Алексей Александрович, что изменилось с подписанием визового соглашения, - обратилась к нему модератор, главный редактор ЦИПИ Дарья Хаспекова. - Что теперь можно, а что нельзя?

- Для граждан России и Беларуси не изменилось ничего, - ответил Алексей Кубрин. – По крайней мере, документ не меняет их обычный образ жизни. Но ведь все мы - и граждане России, и граждане Беларуси - находимся в очень тесном контакте практически со всем миром. И в этом плане изменения произошли очень серьезные. Западная Европа всегда была заинтересована в широком турпотоке, который прибывает и в Беларусь, и в Россию. В наших странах очень много интересных, в том числе исторических, мест. И получался парадокс, который особенно проявился во время Олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по Футболу 2018 года. Гражданин третьей страны приезжает либо в Россию, либо в Беларусь и, зная, что граница между нами открыта, пытается проехать в другое государство…. Но тут выясняется, что он обязан вернуться обратно, получить новую визу, и только потом может приехать туда, куда хотел.

То же самое касалось и представителей бизнеса. Мы часто сталкивались с ситуацией, когда представитель крупного, к примеру, израильского предприятия, приезжал в Витебск. Он решал вопросы на одном из предприятий, после чего хотел попасть на предприятие в Смоленск. Казалось бы, пару часов на машине - и все. Не тут-то было: он вынужден лететь домой, получить визу, потом лететь в Москву и добираться до Смоленска. Естественно, немногие из представителей серьезного бизнеса готовы проходить через такую процедуру.

Теперь эти проблемы практически устранены. После подписания соглашения можно, прибыв либо в Россию, либо в Беларусь, спокойно проехать в другое государство, там отработать, а уже оттуда вылететь домой. Я думаю, это очень серьезно повлияет на развитие экономических отношений. Я уже не говорю о турпотоках. Теперь большое количество иностранцев, посетив Гродно, Витебск, Могилев и другие интересные города Беларуси, могут двигаться дальше и осматривать достопримечательности России.

В общем, подписание визового соглашения – это очень большое событие, которое показывает нашу готовность углублять интеграцию. Сейчас необходимо ратифицировать этот документ. И после этого механизм должен заработать.

- Известно, что в рамках соглашения иностранцы смогут перемещаться только по шести трассам. Что это за маршруты? - спросила ведущая.

- Это шесть крупных трасс, которые соединяют приграничные области России и Беларуси. Это Витебская область, Могилевская область, которые стыкуются со Смоленской и Брянской областями. Когда соглашение вступит в силу, а также когда завершат действие меры, связанные с коронавирусной инфекцией, по этим трассам можно будет перемещаться между нашими государствами.

Безвизовый режим как препятствие

Обсуждение визового соглашения проходило в настолько лояльном ключе, насколько это было возможно. Да, это еще не «шенген», у России и Беларуси пока не единая виза, речь идет только о взаимном признании виз, выданных консульствами наших стран. Но уже это, по словам профессора кафедры европейского права МГИМО Вадима Войникова, позволяет вновь перенести белорусские рейсы во внутренние терминалы аэропортов, а на трассах снять выборочный контроль.

Елена Кузьмина, заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметила, что наибольшее влияние новый визовый порядок окажет на туризм и на трудовую миграцию.

- Кроме того, в выигрыше окажутся дипломатические работники, - сказала Елена Кузьмина. – Пока соглашения не было, мы наблюдали некоторые проблемы именно для дипломатов, которым приходилось делать круги, чтобы попасть из России в Беларуси и обратно.

Старший научный сотрудник сектора Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Дмитрий Офицеров-Бельский попытался найти риски визового соглашения. Впрочем, даже за эту задачу эксперт взялся только после оговорки, что ни в коем случае не хочет быть критиком визовых договоренностей.

- Сторонам необходимо проработать вопросы безопасности, чтобы одна страна не становилась дырой в безопасности другой, - сказал Дмитрий Офицеров-Бельский. – Российская база невъездных персон составляет более 1,5 миллиона человек. А в Беларуси таких лиц - от 100 до 200 тысяч человек. Примерно в десять раз меньше. При этом вызовов в сфере безопасности, которые стоят перед Россией, по объективным причинам больше.

В общем, подписанное соглашение – основа для серьезной работы. С этим согласились многие. При этом никто не усомнился в том, что для Союзного государства – это большой шаг вперед.

В связи с этим мы задали Алексею Кубрину вопрос, который, на наш взгляд, вписывается в логику поступательного движения:

- Не стоит ли задуматься над тем, чтобы у наших стран, у Союзного государства была общая виза?

- Есть хорошее выражение «Нет предела совершенству», - сказал заместитель Государственного секретаря. – Когда мы поднимали эту проблему, мы как раз рассматривали идею единой визы Союзного государства. Но решили идти к этому постепенно. Единая виза, конечно, обладает более  широкими возможностями, хотя и взаимное признание решает огромное количество вопросов. Но одним из препятствий, как ни странно, стал безвизовый режим. Дело в том, что в мире есть государства – несколько десятков - у которых имеется безвизовый режим с Беларусью, но нет такового с Россией. И наоборот. И нужно сначала выработать механизм, как граждане этих стран будут приезжать без виз в одно государство, а потом перемещаться по территории другого. Над этим нужно хорошенько поработать. Так что в рамках совместной визовой политики нам есть, куда двигаться.