Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Последняя граната Марата Казея

Великая Отечественная заставила идти на фронт многих несовершеннолетних жителей Белоруссии. Многие из них стали настоящими героями: день за днем они вносили неоценимый вклад в итоговый разгром фашистов.

- Сдавайся! Бросай оружие! – кричали вооруженные до зубов немцы 14-летнему мальчишке, засевшему в кустах. Кричали, но подходить опасались – парень вел огонь на поражение. Неподалеку лежал его конь Орлик, чуть поодаль – верный товарищ Владимир Ларин – начальник разведки  партизанской бригады имени Рокоссовского.

Внезапно стрельба прекратилась. Из-за плотной стены зелени в фашистов полетела граната. А вслед за ней выбежал и сам юный партизан.

Однофамильцы Казей

Как и многие другие дети, которых толкнула на подвиги Великая Отечественная война, Марат Казей рос самым обыкновенным мальчиком. Отец его был убежденным коммунистом, а в прошлом – моряком Балтийского флота. Сына он назвал в честь линкора, на котором когда-то служил сам. В 1921 году 27-летний матрос-революционер Иван Казей приехал на побывку в родное село Станьково в Минской области. Там его познакомили с 16-летней Аней, тоже Казей. Спустя год, сойдя на берег, он снова приехал в деревню, женился на однофамилице, да так там и остался.

Марат появился на свет осенью 1929 года и стал уже вторым ребенком в семье. Его старшей сестре Ариадне к тому моменту было уже четыре, и она помогала заботиться о брате. В середине 30-х отца семейства осудили за вредительство и этапировали отбывать наказание на Дальний Восток. Больше о нем никто ничего не слышал...

Когда началась война, убежденная коммунистка Аня, которой было уже 36, не раздумывая, вступила в партизанские бригады. Суматоха первых месяцев тогда сыграла злую шутку со многими подпольщиками. Простые советские люди не имели ни малейшего опыта подпольной борьбы, и жена бывшего матроса попала в руки нацистов. Ее показательно казнили в Минске с другими партизанами.

Юные диверсанты

После гибели матери брат с сестрой сбежали от родственников и вступили в отряд имени 25-летия Октября. К концу 1942 года Марат и Ариадна числились уже разведчиками штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского. В первом же бою в январе 1943-го 13-летний мальчик получил ранение, но мужественно несколько раз поднимался в атаку.

Впрочем, в дальнейшем юного товарища старались беречь. В открытых боях его использовали не так часто. Чаще Марат, пользуясь своей юношеской неприметностью, проникал во вражеские гарнизоны и похищал у фашистов важные документы о дислокации войск и стратегических маневрах. Он неоднократно принимал участие в диверсиях на железной дороге.

В 1943 году Марат остался без сестры. 18-летняя Ариадна получила сильное обморожение, когда отряд выходил из окружения. Ее отправили самолетом в тыл – в Иркутск, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Юный герой с девушкой не поехал, сказав, что до конца будет защищать свою Родину.


Спасение отряда

Слова не разошлись с делом. Марат Казей сыграл ключевую роль в жизни своей бригады в марте 1943-го близ деревни Румок. Окруженные с трех сторон партизаны знали, что всего в нескольких километрах расквартированы их товарищи из отряда Фурманова. Но установить связь никак не получалось. Двое посыльных были убиты, остальные были на передовой. Взгляд командира упал на Казея.

«Марат вскочил на Орлика и с места перешел на галоп. Разведчик вихрем влетел на поле. И тут [комбриг] Баранов увидел, как упала лошадь, а от нее в сторону отлетел мальчишка. Николай Юльянович схватился за голову, закрыл глаза: «Убит Марат!». Но когда снова посмотрел на поле, то увидел, как юный разведчик подбежал к лошади. А уже через секунду он снова мчался на Орлике к лесу. К счастью, ни одна вражеская пуля не задела ни коня, ни всадника», - вспоминал в мемуарах бывший секретарь Минского подпольного обкома партии Роман Мачульский.

Весь 1943-й прошел в этой выматывающей борьбе, в ходе которой Марат Казей не раз доказывал преданность стране, мстя за убитую мать и искалеченную сестру.

«Сдавайся!»

К концу весны 1944-го в войне произошел коренной перелом. Позади была Курская битва, впереди – «Багратион». До начала освобождения Беларуси Марат Казей не дожил меньше полутора месяцев. В мае близ деревни Хоромицкие разведчики партизан попали во вражескую засаду.

«Первая же пулеметная очередь скосила Ларина и его коня, - вспоминает Роман Мачульский. - Вскоре рухнул на землю и Орлик, не раз выносивший юного разведчика невредимым из-под пуль врага. Марат добежал до кустов и залег, отстреливаясь от наседавших со всех сторон гитлеровцев. Немцы видели, что перед ними мальчишка, кричали ему: «Сдавайся! Бросай оружие!». Марат продолжал стрелять. Выпустив все патроны, он метнул во вражескую цепь гранату, а со второй бросился на фашистов сам. Раздался взрыв. Юный разведчик погиб. Вместе с ним остались лежать и несколько уничтоженных оккупантов».

Бригада Рокоссовского в том году провела еще немало славных боев. Они освобождали Дзержинск и Минск, помогали советской армии гнать фашистов на запад. Детали подвига Марата Казея стали известны уже после войны. Через 21 год после гибели – в 1965-м – ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Его сестра Ариадна, прожив остаток войны в тылу, закончила пединститут и стала учительницей. Тогда же, в 60-х, ей вручили медаль Героя Социалистического труда. Она умерла совсем недавно, в 2008-м, до конца своих дней храня воспоминания о своем брате и его подвиге.

Вениамин Лыков