Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Курс на Гомель

В эти дни 72 года назад наши солдаты с боями освободили стратегически важный промышленный центр.

Осенью 1943 года советские войска освобождали Беларусь. Это был еще не тот победный марш, которым Красная армия по всей Европе дойдет до Берлина. Войска несли огромные потери. Но вперед гнала уверенность в победе: выиграно несколько крупных сражений, вот-вот будет снята блокада крупных городов. Не по сто метров, так по десять – но немцы отступали.

С начала наступления наши солдаты успели форсировать Днепр и Сожу, освободили несколько небольших, но важных, с точки зрения их положения, населенных пунктов. В сентябре в ставке советского командования начали прорабатывать гомельское направление.

План маршала

Вся операция получила название Гомельско-Речицкой. Задача – продвинуться внутрь территории Беларуси, до самого областного центра; навязать бои за Гомель и попытаться отрезать друг от друга две группы армий противника - «Центр» и «Юг». Командовать наступлением поручили маршалу Рокоссовскому. По такому случаю Центральный фронт был переименован в Белорусский.

Форсировав Днепр, советские солдаты уперлись в широкую полосу обороны противника. Немцы периодически проводили контратаки, их численность увеличивалась. Атаковать можно было и под ураганным огнем пулеметов врага, но Рокоссовский настоял на более длительной подготовке. Сталин согласился.


Идея командующего фронтом заключалась в имитации подготовки к серьезному наступлению. Небольшое количество красноармейцев всеми силами изображали активность. А значительная часть группировки войск в это время перебрасывалась на юг, в район Лоева, откуда должна была стремительно атаковать позиции захватчиков.

«10 ноября войска двинулись вперед. В первый же день оборона противника была прорвана, - пишет в своей книге «Солдатский долг» сам Константин Рокоссовский. - На второй день в прорыв вошли танковые и кавалерийские корпуса. Взаимодействуя, они стремительно продвигались, уничтожая вражеские части, пытавшиеся сопротивляться на некоторых участках. Успешно действовали и войска 48-й армии, наступавшие вдоль западного берега Днепра на Речицу, Батов принял смелое решение: завернул вырвавшиеся вперед две стрелковые дивизии и две танковые бригады корпуса Панова в тыл гитлеровцам, оборонявшимся в Речице. В результате этого неожиданного для противника удара город был освобожден с незначительными для нас потерями».

Подвиг комвзвода

Во многих воспоминаниях об этой стремительной атаке фигурирует рассказ о танковом взводе лейтенанта Александра Паланского. После прорыва обороны на левом берегу Днепра бойцы, даже без поддержки сзади, ринулись в атаку на ближайший поселок с полутысячным фашистским гарнизоном. Испуганные внезапным появлением советских танков, немцы побросали оружие и бросились врассыпную. Добычей красноармейцев стали четыре тяжелых орудия.

А взвод Паланского будто по инерции двинулся дальше! В следующем поселке были уничтожены еще 200 противников, а список трофеев пополнился минометами и тридцатью ящиками мин. С их помощью танкисты обороняли занятые позиции от контратак немцев до подхода основных сил.

За этот подвиг комвзвода Паланский получил Героя Советского Союза.


Пока наши военные продвигались все ближе и ближе к Гомелю, им помогали белорусские партизаны. Находясь в глубоком тылу, они обрушили на противника настоящий шквал диверсий: взрывались мосты, пускались под откос поезда, уничтожались средства коммуникации с другими группами армий.

Но не везде ситуация складывалась гладко. В самом Гомеле, к которому так рвались наши войска, еще в середине октября немцы внезапно объявили эвакуацию городского населения. Формальная причина – «соображения безопасности». На самом же деле людей гнали на Запад в качестве рабсилы и чтобы они не могли помочь наступающей Красной армии.

«Обнаружено 11 человек. Все расстреляны»

«14 октября, 15.00. В районе железной дороги расстреляны пытавшиеся скрыться мужчина, 50 лет, женщины 35 и 27 лет. 16.00. На улице Казарменной обнаружено 11 человек, прятавшихся в своих квартирах, в сараях и на чердаках. Среди них – мальчик 13 лет и девочка 9 лет. Все расстреляны. Женщина с 2 детьми расстреляна на улице Охотничьей».

Это строки из фронтового дневника немецкого пехотинца Генриха Гупэ. Нацисты жестоко карали тех, кто пытался укрыться от насильственного угона из родного города. Только в тот день и только его бригадой были расстреляны 92 гомельчанина. Но героическое сопротивление жителей города не сломило ни это, ни приказ о повторной эвакуации, ни решение уничтожить город. Нацисты шли по Гомелю, расстреливая и сжигая живьем его население, и методично взрывали один дом за другим.


Все это происходило в те дни, когда советская армия была уже в пригородах областного центра. По ходу этого продвижения немцы сдавали позиции, но тут же контратаковали. Танковые бои переходили в рукопашные схватки. Стороны несли колоссальные потери. Но с каждым днем Красная армия все ближе и ближе подбиралась к городу. Вечером 25 ноября советские войска окружили Гомель с трех сторон, отрезав многие части соперника от основных сил.

Уцелел лишь каждый седьмой

Главное сражение проходило ночью. Оно было кровопролитным, но преимущество советских солдат не вызывало сомнений. Фашисты поняли, что город не отстоять, и начали отвод войск. Утром над Гомелем развевались советские флаги.

Взору освободителей было суждено увидеть страшную картину. В городе уцелела лишь пятая часть построек и только каждый седьмой житель. От более чем стотысячного населения крупного промышленного центра осталось лишь пятнадцать тысяч.

«Красавец город был превращен в груды развалин. Враг с какой-то звериной злобой уничтожал все здания и постройки. Во время боев на улицах города наши солдаты выловили множество факельщиков, имевших специальную задачу: поджигать уцелевшие дома», - вспоминает Константин Рокоссовский.


Гомельско-Речицкая операция продолжалась еще несколько дней. Советская армия на 130 километров продвинулась вглубь территории страны. Это создало для южного фланга группы армий «Центр» реальную угрозу оказаться в окружении и без поддержки «Юга». В том числе и поэтому ни одна из этих дивизий не отправилась на Украину, где немцы с трудом обороняли, но все же сдали Киев.

Гомель в 1941-м оставили последним из всех областных центров Беларуси, а спустя два года – вернули первым. Тут разместились органы власти Белорусской ССР, а само сражение стало символом веры в победу и в освобождение республики.

Вениамин Лыков