Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

К 100-летию начала Первой мировой войны

Огнеметы на войне (Часть 1)

Первая мировая война открыла миру совершенно новые, невиданные до той поры виды наступательных вооружений, средств коммуникаций, средств защиты. Это, несомненно, была уже война технологий. Война передовых достижений конструкторской мысли и новаторских изобретений. Трудно себе представить, но всего за 100 лет до этого, в войне с Наполеоном применялись, в том числе, луки и стрелы, а за пятьдесят лет до Великой войны на море господствовали парусники.

Первая мировая война открыла миру совершенно новые, невиданные до той поры виды наступательных вооружений, средств коммуникаций, средств защиты. Это, несомненно, была уже война технологий. Война передовых достижений конструкторской мысли, новаторских изобретений. Трудно себе представить, но всего за 100 лет до этого в войне с Наполеоном применялись, в том числе, луки и стрелы, а за пятьдесят лет до Великой войны на море господствовали парусники.

Первая мировая война ввела в обычный боевой обиход такие понятия как средства массового поражения и аэроразведка, появились танки и аэропланы, отравляющие вещества и противогазы, скорострельное оружие и артиллерия большого калибра, бетонные доты и радиосвязь.

Появилось и невиданное ранее оружие – огнемет. Идея аппаратов со струйным огнем возникала в те годы периодически. Жажда обладания сверхоружием бродила тогда в умах крепко. Вспомните только роман Алексей Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Талантливый ученый, направивший свой гений во зло. Был ли изобретатель огнемета современного типа, немец Рихард Фидлер таким мы не знаем. Не сохранилось достоверных сведений о нем, как и фотографий. Но то, что это был талантливый человек, несомненно. И неудачник по жизни, как это часто бывает с подобными людьми.

В январе 1909 года некто Фидлер обращается лично к Николаю Второму с просьбой рассмотреть его новое изобретение на предмет закупки патента на него российской армией. На удивление император согласился ознакомиться с образцами новой техники. До этого Рихард Фидлер безуспешно обивал пороги военных ведомств ведущих европейских держав того времени. Дальше прихожих его с огнеметом не пускали. А тут сам император согласился на практические испытания. Николай Второй поручил Главному Инженерному Управлению провести на военном полигоне в Усть-Ижоре в марте 1909 испытание аппаратов Рихарда Фридлера.

Вообще, тема аппаратов способных выбрасывать на значительные расстояния струи горящей жидкости, для русских инженеров была не новая. В 1898 году в России проводились эксперименты по созданию огневых препятствий горящими струями керосина по идее капитана Михаила Антоновича Зигерн-Корна. Проект был перспективен, но сыроват, недоработан. У Главного инженерного управления появились вполне обоснованные претензии относительно сохранности трубопроводов, заложенных в брустверах, при обстреле их артиллерией противника.

У изобретения Михаила Антоновича Зигерн-Корна имелся ряд других недочетов, такие как слишком опасный способ воспламенения жидкости при ее выбрасывании или сложность конструкции для передачи жидкости в трубопровод. Это все можно было доработать, но Михаил Антонович, как и многие офицеры того времени поддался романтическому порыву и уехал добровольцем на англо-бурскую войну сражаться на стороне буров. Далее его следы в истории теряются.

Итак, Рихард Фидлер продемонстрировал в Усть-Ижоре три разных типа огнеметов. Малый, для работы с ним одного человека. Он представлял собой стальной ранец с горючей жидкостью. К стальному баллону горючей жидкостью привинчивался стальной сосуд с жидкой углекислотой. Рабочее давление 6-8 атмосфер, вес снаряженного аппарата - 30 килограмм. Средний, той же конструкции, только большего размера и его переносили уже четверо. Вес аппарата с жидкостью был около 200 килограмм, длина рукава — 20 метров. И тяжелый - состоящий из резервуара с жидкостью длиной 1,6 метра, диаметром 1 метр, двух цилиндров с жидкой углекислотой, рукава, длиной в 20 метров и металлической трубы, выбрасывающей жидкость. Труба располагалась на треноге с металлическим щитом с прорезами, затянутыми слюдой для защиты лица от жара. Готовый к бою аппарат весил уже 1200 килограмм.

Испытания огнеметов в целом прошли удачно, опыты с аппаратами Рихарда Фидлера на Усть-Ижорском полигоне обошлись русской казне в 4,5 тыс. рублей. Однако Главное Инженерное управление не стало выкупать патент у Фидлера. Претензии русских военных инженеров были таковы. Отмечая прогресс в развитии идеи по сравнению с недоработанным огнеметом Михаила Антоновича Зигерн-Корна, как то наличие автоматического зажигателя и использования сжатого газа для выбрасывания огневой смеси, они подчеркнули недостатки.

В малом аппарате не был предусмотрен механизм прекращения его работы в случае, если человек, ведущий огонь, будет убит или ранен. Иначе огненный смерч может поразить и свои позиции. Средний и тяжелый огнеметы посчитали малопригодными для полевой и осадной войны по причине их веса, необходимости иметь большие запасы горючей жидкости. Также было отмечено, что для подготовки к использованию аппаратов требуется слишком много времени. Подчеркивалось, что люди, обслуживающие аппараты во время боевых действий, будут легко уязвимы. Опасная легковоспламеняющаяся жидкость может попасть в свои окопы и поразить своих же солдат.

Рихард Фидлер получает категорический отказ. На этом история, конечно же, не закончилась.

Через полтора года немец вновь обратился в Главное Инженерное Управление. Он сообщает, что исправил замеченные русской комиссией недостатки и готов вновь продемонстрировать свое изобретение. Второе испытание огнемет проводилось в присутствии помощника начальника Главного Инженерного Управления, профессора Николаевской инженерной академии генерал-лейтенанта К. И. Величко и бывшего военного агента в Германии генерал-майора А. Н. Михельсона. Они признали конструкцию ранцевого огнемета Фидлера удачной. А вот среднему и тяжелому вариантам опять поставили неуд и признали необходимость доработки образцов.

По итогам испытаний был составлен доклад, в котором инженерный комитет Главного Инженерного Управления рекомендовал руководству приобрести у Рихарда Фидлера не менее 10 полных комплектов ранцевых аппаратов, с соответствующим количеством выбрасываемых им дымного и бездымного составов. Кстати, Рихард Фидлер просил за свои огнеметы небольшие деньги - за малый вариант 250 рублей, за большой — 10 тысяч рублей.

Также от Фидлера потребовали открыть секрет всех химических составов и автоматического поджигателя. Рихард Фидлер на все условия согласился. Но… В последний момент начальник Главного Инженерного Управления инженер-генерал Н. Ф. Александров в докладе Военному министру А. А. Поливанову от 20 марта 1911 г. привел те же аргументы против огнеметов Рихарда Фидлера, которые появились после первых испытаний под Усть-Ижорой. Итог: решено было аппараты не покупать, «а пока следить за результатами опытов над ними за границей». Россия вступила в Первую Мировую войну без огнеметов, хотя имела все шансы опередить другие страны во внедрении этого эффективного оружия в свою армию.

Владимир Казаков

(Продолжение следует)

На снимке: Испытание первого германского ранцевого огнемета на полигоне Усть-Ижора под Санкт-Петербургом, 1909 г.